Под «объективной точкой зрения на историю человечества» здесь понимается абсолютизированное убеждение, что возникновение и развитие форм живого, которое приводит к образованию человека и развивающегося человеческого общества, не является продуктом так называемых «естественных процессов», а является продуктом сознательного действия Природы – как субъекта – для достижения её целей. Как следствие, принимается также убеждение, что религиозные представления о Боге-творце, имеющие антропоморфный характер, являются первоначальным пониманием субъектности Природы.
История человечества представляет собой перечисление последовательных событий в жизни общества, возникавших как результат деятельности властелинов и народных масс. Она, таким образом, определяется как дела людей, а не Природы. Эта точка зрения, которая приобрела характер культуры, принимается человечеством за основу текущих решений.
Необходимость перехода человечества к объективной точке зрения сознается пока немногими сознающими эту проблему людьми. В их числе Шри Ауробиндо, убежденный в существовании мирового сознания и начинающегося осознавания людьми своей принадлежности к мировому сознанию, или, как говорит Кен Уилбер, человечество включается в потоки Космоса. Побиск Георгиевич Кузнецов ввёл представление о космической миссии человечества, заключающейся в концентрации бесполезно растрачиваемой Космосом энергии и предотвращении его остывания и смерти. Мне также уже приходилось указывать на то, что Природа в Солнечной системе очень торопится с «очеловечиванием человека». Её меры, например, заключаются в разделении полов и введении смерти, чтобы уничтожить консерватизм вечно существующих одноклеточных существ путем смены поколений. А также во введении оледенений и других катастроф, каннибализма, рабства, войн, междоусобицы религий, чтобы ускорить развитие человечества.
Вообще говоря, любая форма установления отношений между людьми, их группами и их обществами является формой их интеграции. К сожалению, перечня всех видов отношений до сих пор не создано. Однако, представляется очевидным, что существуют тысячи видов отношений. Рассмотрим пример одного отношения.
Интеграция может происходить по основанию объединения людей путем обращения их в элементы одного общества. В этом смысле поучительным является исторический процесс создания империй. Возможно, первым примером является Рим, собравший всю Европу, Северную Африку, Ближний Восток, юг междуречья Дона и Днепра. Затем империя Александра Македонского, дошедшего до границ с Индией, Священная римская империя германской нации, созданная Карлом Первым, империя Чингиз-хана, от Китая до границ Западной Европы, Великобритания, объединившая в своих колониях чуть не половину мира, Россия от Польши до Японии. Китай и Индия, объединившие более миллиарда людей. В последнее время, что очень симптоматично, место империй заняли добровольные объединения, называемые «союзами». В их числе СССР, Европейский союз, Африканский союз. Политическое объединение всего человечества представляет Организация объединенных наций.
Интеграцию по другому аспекту представляют религии, объединяющие сотни миллионов людей – христианская, мусульманская и другие.
Интеграцию по финансово-экономическому аспекту представляют транснациональные корпорации, которые производят более 80 % потребляемых продуктов и изделий.
Интеграция по аспекту культуры пока остается на уровне «влияния» одной культуры на другие. Больше всего в интеграции продвинулись культуры промышленного производства, информационных систем. Во многих областях наблюдается упадок культуры.
Интеграция по этническому аспекту – насколько известно, данные по этому виду интеграции не собираются. Однако, постепенно становится ясно, что этот вид интеграции продвинулся настолько далеко, что глубокая полиэтничность лиц становится рядовым явлением, а квазиэтнические определения, например, «американец», становятся нормой. В то же время этнический патриотизм (принадлежность к великому народу) еще имеет существенное значение.
Представляет также значительный интерес взаимное влияние разных аспектов при их интеграции.
Быстрый рост числа и уровня талантливых людей может привести к существенной интеграции гениев, что в современных условиях общей растерянности может стать ядром возникающей интегрированной цивилизации. Понятно, что Природе нужен не только единый и мощный, но и бесконечно разнообразный организм человечества. Выдвинутый нами еще в 90-х годах принцип развития, состоящий в том, что каждый акт интеграции по какому-либо основанию (аспекту) является условием дифференциации по другому аспекту. Напротив, каждый акт дифференциации является основанием дальнейшей интеграции по вновь возникающим аспектам.
Представляется очевидным, что уровень мышления и уровень сознания Природы в миллионы раз превосходят достигнутый человечеством уровень и качественно отличается от него. Подобно тому, как она легко и просто раскрыла человечеству внутриатомную энергию и, поставив его перед смертельной опасностью атомной войны, заставила его, наконец, задуматься о войнах и уже на 75 лет прекратить мировые войны, она будет управлять дальнейшим развитием человечества.
Прекращение мировых войн ставит человечество в крайне затруднительное положение, поскольку оно лишает возможности руководителей государств использовать жизненно значимые цели в качестве средств подчинения населения. В мировой истории событий такого масштаба не бывало. Это указывает на радикальный характер предстоящих перемен. Они не сводятся к чьему-либо господству над миром или к введению призрачных обещаний счастливой жизни. Эти перемены означают только одно:
определение смысла существования человечества и подчинение жизни этому смыслу.
Не только войны, но и бессмысленное потребительство уйдут в прошлое. Человечество войдет в контакт с сознанием Природы.
18.02.12