Москва – 2012
Содержание
Значение терминов «область» и «предметная область». 3
Исторический процесс формирования человеческого общества. 4
Природа «живая» или «не живая»?. 5
Вносят ли утопии идеалы?. 6
Соотношение исторического и ситуационного. 7
Определение абстрактного понятия «развитие». 8
Что означает понятие «идеал» и что означает понятие «ценность»?. 9
Структуризация предметной области, интересующей субъекта. 10
Эпоха идеалов закончилась так же быстро, как и началась. 11
В каком смысле произошла «глобализация»?. 12
Не смешивать концепции с их оценкой. 13
Признание концептуальных методов. 14
Общественное сознание России. 15
Оценка эффективности применения К. Марксом методологии в его предметных исследованиях 16
Как получить ПРАВИЛЬНЫЙ ответ на вопрос о МИРОВОЗЗРЕНИИ?. 18
Состояние методологии, применяемой в философии. 19
Наименования для атрибутов определений интенсиональных понятий с многоуровневым раскрытием атрибутов 21
Наша родная галактика сильно торопится. Почему?. 22
Пути освоения и пути развития концептуального научно-технического направления. 23
Авенир Иванович Уёмов: вещи, свойства, отношения. 24
Сети процессов интегродифференциации как форма развития различных областей. 25
Ресурсы природы не ограничены.. 26
«Человек – царь Природы». 27
Приложение 1. Темы научных исследований процессов мирового развития, проводимых Международным фондом концептуального анализа и проектирования. 28
Приложение 2. Перечень файлов книги «Исследование социально-экономических систем» (ИСЭС) 32
Пути освоения в организациях мышления. 34
Пять проблем. 35
Значение терминов «область» и «предметная область»
Термин «область» означает часть некоторого целого. Например, «область знаний», «область деятельности», «географическая область». Этот термин применяется в случаях, когда упоминаемая область не затрагивает личных интересов субъекта. Например, перечисление географических или административных областей на школьном уроке.
Если некоторая область представляет интерес для субъекта, то она им называется «предметная область».
Исторический процесс формирования человеческого общества
Совершенное снятие «одноклеточности» в социальном формообразовании.
Борьба за свободу «человека» – выражение процесса качественного превращения «человека» из «элемента» общества в носителя Вселенной. Именно поэтому «снятие» одноклеточности Советскому Союзу не удалось.
Квалификация текущего момента как «глобализации» – ошибочна. Его основное содержание – обострение процесса «очеловечивания человека».
Представляется совершенно неотложной разработка теории формирования человеческого общества в прошлом, в настоящем и в будущем. основой этой разработки должно быть построение базового разнообразия принимаемых для выполнения этого исследования концепций формирования человеческого общества. Например, одна концепция определяет развитие человечества как стихийное, другая, напротив, определяет развитие как строго целенаправленное и т.п.
10.08.08.
Природа «живая» или «не живая»?
Ответы на этот вопрос могут быть разными. Кто-то будет считать, что «конечно, не живая»: природа – это всего лишь условие жизни. А другие, напротив, считают, что в природе «всё живое».
Почему же существуют противоречивые мнения?
Ответ очень простой:
потому, что очень низкая культура мышления.
Большинство из тех, кому можно задавать этот вопрос, не знают, что сначала нужно договориться о том, что такое «природа».
А как можно договориться? Например, провести статистический анализ мнений на разных возрастных и профессиональных уровнях? Или, например, обратиться к академику? Или обратиться к энциклопедиям?
Эти попытки будут бесполезны: ведь выясняется смысл слова. А как же это сделать?
Нужно обратиться к очень давно известному приему: найти в источниках или дать самому корректное определение понятию «природа».
К сожалению, ни в школе, ни в ВУЗах различие между словами и обозначаемыми ими понятиями не проводится. А ведь эта проблема очень не простая.
Проблема заключена в том, что определения понятия, обозначаемого интересующим словом, даются словами, для которых проблема определения обозначаемого ими понятия может быть не решенной.
Согласно стандартам Всемирной торговой организации сливочное масло определяется примерно 20-ю показателями. А форма общества, называемая «социализмом», определяется как «общественная собственность на средства производства». Это означает, что «социализм» в двадцать раз проще сливочного масла.
Вносят ли утопии идеалы?
Ответить на этот вопрос можно, только введя понятия «утопии» и «идеала», принятые сегодня.
В общих чертах идеалами являются предельные значения ценностей конкретного индивида, или некоторой группы, или общества.
Утопии представляют собой картину личностей, групп личностей и общества. Последней утопией, насколько можно судить, является «Красная звезда» А.А. Богданова.
Текущая эпоха, решающая множество задач, среди которых главной является задача подъема индивидуального и общественного сознания, превращения человечества в единый организм, прекращения мировых войн, пока не нуждается ни в утопиях, ни в идеалах. Зато большое внимание уделяется ближайшей перспективе. Выдвинуто много замечательных идей, например, постэкономическое общество, или, например, популяризируется мышление о мышлении. Исследования форм объединения человечества уже не считаются утопиями. Взамен идеала человека и человечества детально разрабатывается космическая роль человечества. Возникают разнообразные мечты, например, П.Г. Кузнецов видел миссию человечества в прекращении рассеивания тепловой и лучистой энергии, которое, по его мнению, ведет к тепловой смерти Вселенной.
Этот взгляд П.Г. Кузнецова, характерный для переживаемой нами эпохи, не учитывал, что Земля – ничтожная часть Солнечной системы, которая находится в середине одного из четырех рукавов созвездия, называемого нами Млечным путем, которое, как это ни странно, плоское, содержит миллионы звезд и имеет огромную «черную дыру» в середине созвездия. Весьма симптоматичным является стремление изучать и овладевать Вселенной, оставляя в стороне родной Млечный путь. Идеалы изучения Вселенной и овладения ею показывают, что бессмысленные амбиции успешно подавляют разум.
18.11.12
Соотношение исторического и ситуационного
Под «историческим» понимаются состояния лиц, организаций, общества и человечества, которые рассматриваются, объясняются и оцениваются как возникшее объективно, т.е. как развитие аспектов Природы, в котором желания и действия людей являются её продуктом.
Под «ситуационным» понимаются состояния лиц, организаций, обществ и человечества, которые рассматриваются, объясняются и оцениваются как возникшие субъективно, т.е. как развитие аспектов лиц, организаций, обществ и человечества, которое происходит и бессознательно, и сознательно. Природа при этом является лишь фактором, ограничивающим или стимулирующим субъективные процессы.
В зависимости от соотношения факторов, влияющих на состояние исторического и ситуационного, источником развития ситуационного могут стать факторы исторического и, наоборот, источником развития исторического могут стать факторы ситуационного.
15.08.08
Определение абстрактного понятия «развитие»
Абстрактное определение понятия «развитие» в БЭС, 2012. Развитие, стр. 991:
|
Конкретизация: Развитие человеческого общества |
|
Направление, закономерное изменение; в результате развития возникают новые качественные состояния объекта – его состава или структуры. Эволюционные формы развития – изменение количеств. объекта; революционные формы – качественные изменения структуры объекта. Прогресс – восходящая линия. Регресс – нисходящая линия. Специально-научные современные теории, в которых рассматриваются обратимые преобразования, нелинейные, скачкообразные преобразования |
Формы: |
Эволюция |
|
||
Революция |
||
Направления: |
Прогресс |
|
Регресс |
||
Моменты: |
Движение |
|
Застой |
||
Категории: |
Качество |
|
Количество |
||
Категории: |
Развитие |
|
Деградация |
||
Категории: |
Естественное |
|
Искусственное (сознание) |
||
Факторы: |
Внутренние |
|
Внешние |
Философская энциклопедия, том 4, стр. 453 – 454, 1967
Переход от одного качественного состояния к другому (некоторого объекта) как развитие:
– только качественное,
– только количественное,
– качественно-количественное.
Виды развития определяются путем введения атрибутов в абстрактное определение понятия «развитие».
Развития без деградации не может быть: старое, потерявшее смысл, устраняется или исчезает само.
Что означает понятие «идеал» и что означает понятие «ценность»?
Большой энциклопедический словарь, изд. «Норинт», 2002, даёт определения:
ИДЕАЛ – образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений (стр. 434).
ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости; выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности, положительные и отрицательные ценности (стр. 1330).
Каково отношение идеалов и ценностей? Кто является носителем ясного представления о своих идеалах? Является ли необходимым, чтобы всякий субъект владел своими идеалами? Каковы функции общественных и индивидуальных представлений об идеалах и ценностях? Ведь жизнь каждого складывается из повседневных необходимостей.
Может быть, идеалы и ценности возникают у людей с началом новой эпохи?
18.11.12
Структуризация предметной области, интересующей субъекта
Если отношения структуризуемой области могут быть определены как элементы или части концептуальных схем теоретико-системных классов, то такая структуризуемая область называется «фрагментарной».
Если отношения структуризуемой области могут быть определены как классы систем, то такая область называется «системной». Если при этом классов систем более одного, то такая область называется «полиаспектной», если же класс систем только один, то она называется «моноаспектной».
Если у полиаспектной области на множестве классов систем может быть введено отношение, то такая область называется «связной», если не может быть, то – «несвязной».
Определения субъектно-контролируемой области
Если в текущем состоянии области[1] могут быть выделены по одному или нескольким основаниям ее элементы, то такая область называется «экстенсиональной».
Если в текущем состоянии области не могут быть выделены по одному или нескольким основаниям ее элементы, то такая область называется «интенсиональной».
Если на множестве элементов экстенсиональной области может быть определено одно или несколько отношений произвольной арности, то такая область называется «структуризуемой».
Если у структуризуемой области не может быть определен ни один класс систем, а также не элементы или не части концептуальных схем, то такая область называется «хаотической».
Идеология «целей»
Основой идеологии «целей», принимаемой субъектом, является ситуация, когда в некоторой области, интересующей субъекта, сложилось или складывается состояние, неприемлемое для субъекта этой области. Состояние области, которое удовлетворит субъекта, называется «целью».
Процесс определения цели субъектом называется «целеобразованием». Процесс, который переводит существующее состояние области в состояние, удовлетворяющее субъекта, называется «целедостижением».
Эпоха идеалов закончилась так же быстро, как и началась
Со времен великих утопистов и социалистов-утопистов никто не выдвинул значимого общественного идеала.
Материальное благосостояние как цель коммунизма не может быть принято в качестве идеала. Оно отражает устремления обездоленных низов, является конкретно-историческим. Буржуазная свобода поступков, во всяком случае, в ее теперешних проявлениях, также не может быть идеалом. Аскетический идеал служения Господу может увлечь единицы.
Что случилось с идеалами? Почему это происходит? Почему человечество очень быстро движется к частным идеалам, например, в области обработки информации, но это никак не стимулирует определения идеалов форм общества?
Более того, у рядовых граждан, наверное, во всем мире, идущее развитие вызывает все бóльшую тревогу. Многие российские поэты, повторяя основной мотив Серебряного века, прямо или метафорами говорят, что «так жить нельзя», А как можно? Молчание.
Человечество живет «решением проблем»: перенаселенности, энергетического кризиса, нависающей экологической катастрофы. Но понятно каждому, что решение подобных проблем, само по себе, не приводит к определению какого-либо идеала.
Апологеты научно-технического развития уверены, что наступающая эра полностью освободит человечество от физического и, в значительной степени, от интеллектуального труда. И полное безделье – идеал человечества?
Совсем недавно идеалом стран было их могущество. Но идущая полным ходом глобализация отодвинула этот идеал на второй план.
Совсем недавно идеалом было открытие новых земель, достижение Южного полюса, полет в ближнем Космосе. Теперь героем является человек, просидевший 36 часов на телеграфном столбе.
Реально действующим идеалом является достижение всеобщего омещанивания, расцвет обывательщины. Может быть, человечество умерло, оставаясь живым?
Понятно, что всегда прошлое является платой за будущее. За какое будущее платят наши поколения? Ясно, что не только олигархи и мигранты, а мы все, стоим перед колоссальным Неизвестным. Что такое «труд» без необходимости «труда»?
Может быть, именно сейчас происходит переход из Царства необходимости в Царство свободы? Человечество ничего не знает о Царстве свободы. Оно рассматривает Царство свободы с позиций Царства необходимости, то есть грубо ошибается.
В каком смысле произошла «глобализация»?
Термин «глобализация» продолжает оставаться неопределенным. Фактически, когда говорят «глобализация», имеют в виду идущие или завершившиеся процессы объединения мира. Возможно, в этом случае более выразительным был бы термин «глобальная интеграция». Считается, что, если не принимать во внимание нерешенную проблему одно- или многополярности центров власти, глобализация закончена. Мир уже стал глобальным.
Между тем, совершенно очевидно, что глобализация не только не закончилась, но еще не начиналась. И, более того, даже идей глобализации не существует.
Действительно, некоторые аспекты жизни быстро развивающегося человечества хотя и не являются вполне глобализированными, но испытывают значительное влияние глобализации. Такими аспектами являются производственная деятельность транснациональных корпораций, всемирная система электронной связи, Интернет. Важно заметить, что глобализация этих аспектов является продуктом деятельности организаторов, экономистов и инженеров. Политики в этом отношении находятся в растерянности, потому что они не понимают политических последствий идущей аспектной глобализации, более того, они понимают, что они не имеют никаких разумных подходов к оценке этой проблемы и ее решению.
Не смешивать концепции с их оценкой
Концепции – это некоторые логические конструкции, выражающее утверждение, претендующее на то, что при последующей конкретизации и их осуществлении в ситуации, возникшей в интересующей субъекта предметной области, проблемы этой ситуации будут субъектом решены.
Оценка концепции различными субъектами может быть чрезвычайно разнообразной, поскольку оценка принадлежит различным, вообще говоря, борющимся силам, у которых могут быть различные взгляды как на ситуацию, так и на проблему, так и на ее решение.
Строго говоря, концепции не может противопоставляться мнение. Данной оценке концепции может быть противопоставлена оценка другой концепции.
08.08.08.
Признание концептуальных методов
Мировое научное сообщество в лице маргинала Андрея Сергеевича Шушарина косвенно признало необходимость и незаменимость концептуальных методов анализа и проектирования!
Смотри статью А.С. Шушарина в № 10 «Экономической газеты/Развитие» за март 2000 г., стр. 2 под названием
«ОКСИЦИТРОНЕЛЛАЛЬДИМЕТИЛЕНАЦЕТАЛЬ».
В родоструктурных текстах А.В. Остапова выражение одного терма занимает 2 страницы.
Химическую метафору для студентов использовал З.А. Кучкаров еще в 1996 г.
14 марта 2000 г.
Общественное сознание России
Редкие и малозначащие социологические опросы мелких групп населения. Между тем, кажется очевидным, что это – важнейшие функции общества, всего населения.
К их числу относятся:
- постоянная и непрерывная интеграция мнений от школьников до стариков;
- целенаправленная интеграция знаний всего населения и способностей;
- выяснение (без предвзятости) мнений и оценок членов общества по широкому кругу вопросов и их намерений.
Отсутствует также функция квалификации состояния общества и его аспектов.
Карл Маркс примерно в середине XIX века определил состояние человечества как его «предысторию».
Может быть, России пора выходить из «предыстории»?
13.11.12
Оценка эффективности применения К. Марксом[2] методологии в его предметных исследованиях
Как известно, понятие «метод» и «методология» (наука о методах) означают КАК следует что-то делать. Известно, что спустя некоторое время после издания первого тома «Капитала» К. Маркс стал интенсивно изучать математику.
В решении проблемы соотнесения философской методологии и так называемой «концептуальной» методологии важнейшее значение имеет сравнительная оценка их эффективности. Конечно, результат сопоставления этих методологий существенно зависит от определения понятия «эффективность». Однако, оставаясь в пределах интуитивного понимания «эффективности», нельзя игнорировать факты, состоящие в том, что:
(1) За почти двести лет после Г.В.Ф. Гегеля не было сделано ни одной попытки «диалектической обработки исторического материала». Критика «непоследовательности» и «натяжек» у Г.В.Ф. Гегеля, так же, как и критика его «абсолютного идеализма», не могут рассматриваться как основания для того, чтобы не пытаться решить эту фундаментальную проблему.
(2) За почти 150 лет после «Капитала» К. Маркса не было сделано ни одной попытки применения метода восхождения от абстрактного к конкретному к проблемам политэкономии.
Эти факты нетерпимы и требуют объяснения.
Опыт концептуального исследования и других аналогичных исследований однозначно показывает, что теоретическое овладение сложными предметными областями неинструментальными методами в форме написания текстов либо невозможно, либо возможно в чрезвычайно ограниченных масштабах и с результатами, смысл которых остается неясным. Отсюда, естественно, возникает отрицательная точка зрения на попытки провести неинструментальные исследования в сложных предметных областях.
Поскольку Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс пытались теоретизировать масштабные и очень сложные предметные области, причем, оба до этих попыток не имели опыта подобных работ и оба не были вооружены ничем, кроме довольно общих представлений о формальной (математической) и диалектической работе с системами понятий, то следует ожидать, что они оба должны были испытывать огромные интеллектуальные трудности и крайнее психологическое напряжение (ставящее под угрозу их здоровье) в процессе их исследований.
Характер интеллектуальных трудностей и психологического напряжения при выполнении подобных исследований может быть определен и описан. Это может служить основанием для реконструкции интеллектуальной и психологической истории рассматриваемых попыток теоретизации. Такой анализ в принципе позволяет оценить эффективность применяемой ими (или другими) методологии путем построения отношения между характером их трудностей и их психологического напряжения и получаемыми результатами.
Следует подчеркнуть, что с представленной точки зрения, насколько можно судить, процесс создания Г.В.Ф. Гегелем «Науки логики» и процесс создания К. Марксом «Капитала» никогда не исследовался. Преобладают хронологический, биографический, комментаторский подходы, в которых заметную роль играют критические и апологетические элементы.
Как получить ПРАВИЛЬНЫЙ ответ на вопрос о МИРОВОЗЗРЕНИИ?
Способов ответить на этот вопрос много. В основном они опираются на астрономию, на физические и религиозные картины мира.
Мне же кажется, что о мировоззрении можно думать, начиная с вопроса «Почему, как и зачем на Белом свете существуют люди»? А еще раньше следует ответить на вопрос «Во Вселенной существуют весьма разнообразные живые существа»?
Люди живут на планете Земля – третьей планете от Солнца, после Меркурия и Венеры. Геологи говорят, что кора Земли – 60 километров. А что глубже? Солнце со своими восемью планетами находится в середине одного из четырех рукавов созвездия, называемого в народе Млечным путем. Это – миллионы звезд, хорошо организованных. Млечный путь – созвездие плоское (!), с огромной Черной дырой в центре. Какие силы за миллиарды лет создали это плоское созвездие? Что говорить о «Вселенной», если мы не можем сказать почти ничего о своей родной галактике. Какой смысл «изучать Вселенную», если мы не можем объяснить, почему Млечный путь плоский?
Состояние методологии, применяемой в философии
Философия – одна из форм общественного сознания, существующая как продукт в виде философских учений, изложенных в трудах их авторов – философов, и как социальный процесс, в результате которого создаются и используются эти учения. Общее этой формы с другими формами общественного сознания заключено в ее предмете исследования – предельно широко понимаемом мире, включающем природу, общество, человека и их отношения. Различие с другими формами общественного сознания заключено в том, что философия изучает свой предмет в понятиях.
В настоящее время существует несколько десятков философских учений, находящихся между собой в сложных многоаспектных отношениях. Номенклатура аспектов не является универсальной для всех учений. При наличии общих аспектов часть учений занимает совпадающие или сходные позиции, а другая часть – противоположные. Учения, имеющие общие аспекты, образуют исторически складывающиеся направления философской мысли или философские традиции. Направления, выделенные по различным группам аспектов, образуют сложную сеть связей между различными философскими учениями.
Рассматриваемая с точки зрения задачи сопоставления с методологией концептуальных исследований эта сеть, представляющая развитие, текущее состояние и накопленные проблемы философии (и ее методологии), имеет две очевидные особенности.
Первая заключена в том, что каждое философское учение соотносится со всеми остальными учениями, благодаря чему развитие философии приобретает черты целостного процесса.
Вторая представляет собой исторически усиливающуюся «топологическую» особенность – «точку», которая делит сеть на две части. В этой «особенной» точке сети находится философское учение, в котором, так или иначе, сходятся все предшествующие ему направления и из которой расходятся все последующие, в том числе, и вновь возникающие направления. Этим учением является «Наука логики» Г.В.Ф. Гегеля и различные варианты трактовки и развития этой работы.
Наиболее развитые философские учения, не располагая инструментальными средствами, пытались получить значимые результаты в гипертеоретичных предметных областях, а, возможно, и в мегатеории, что невозможно. Поэтому такие учения содержат гениальные прозрения, которым трудно найти применение в развитии философии, и более или менее тривиальные обобщения, которые оказываются полезными для философской теории. Развитие теории систем является одним из шагов в создании конструктивных форм философии.
Философские учения стремятся «найти абсолютно предельные нормативы всякого сознательного отношения к действительности». Предметом философии «являются всеобщие законы развития природы, общества и мышления». Различные направления философии предлагают разные нормативы, но принцип «предельности» остается неизменным.
Для философии как таковой нерешенной остается проблема социальной роли философского знания, которая вызывается трудностями конкретной социально значимой интерпретации выдвигаемых ею «всеобщих законов». Считается, что методы философии «прилагаются к специальным областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к обобщению конкретного материала соответствующей науки». Говорят о том, что философия является источником мировоззрения. Г.В.Ф. Гегель явился последним из философов, пытавшихся построить свое учение в виде «системы знаний». Его учение представляет собой огромную систему взаимосвязанных понятий.
Для того, чтобы сопоставление с методологией концептуального (понятийного) исследования предметных областей, принятой в концептуальных методах, было бы возможно, а результаты сопоставления были бы осмысленны, следует отбирать только такие источники, которые содержат упорядоченное, в известном смысле канонизированное изложение интересующей методологии, а также демонстрируют работоспособность (в философском смысле) предлагаемой методологии на значимом примере. Если источник не удовлетворяет этому требованию, то фактически возникает задача реконструкции (или толкования) источника, приводящая к той или иной форме канонизации его изложения. После этого необходимо еще проверить методологию, используемую в источнике, на работоспособность на значимом примере.
Наименования для атрибутов определений интенсиональных понятий с многоуровневым раскрытием атрибутов
При разработке интенсиональных определений сложных понятий нередко возникают случаи, когда определяющее понятие (атрибут) само должно быть определено. Назовем отношение между исходным определением понятия и тем же определением, но в котором одному или нескольким атрибутам даны определения, раскрытием исходного определения (точнее – «понятийным раскрытием»).
В таких случаях раскрытие исходного определения может производиться несколько раз. При этом интенсиональное определение может быть представлено графом типа сети, в котором дуги – акты раскрытия, а вершины – исходное или производные определения.
При обсуждении или объяснении интенсиональных определений с раскрытием атрибутов возникает необходимость присвоения имен операндам и результатам раскрытия. Возможный вариант некоторых терминов для таких имен:
раскрывант – раскрываемое понятие,
раскрыватор – раскрывающее понятие,
раскрывант 1-го, 2-го, …, i-го уровня раскрытия,
раскрыватор 1-го, 2-го, …, i-го уровня раскрытия,
раскрывант i-го уровня раскрытия, являющийся раскрыватором i - 1 уровня,
множество уровней раскрытия раскрыванта,
множество ветвей раскрытия раскрыванта.
декабрь 2005 г.
Наша родная галактика сильно торопится. Почему?
Наверное все с детства видели на ночном небе Млечный путь. Но что такое «Млечный путь» и причём здесь человечество, знают немногие.
Представьте себе гигантский космический диск, образованный миллионами звезд. Казалось бы, что было бы естественно, если бы миллионы звезд образовывали сферу. Но – нет, они образуют диск. Насколько я могу судить, объяснения этому феномену нет.
Раз Млечный путь имеет форму диска, то мы должны были бы видеть на небе этот диск. Однако, это невозможно – галактика Млечный путь – наша родная галактика.
У этой галактики-диска имеются внешние кольца, в котором почти все звезды. Внутри кольца имеется гигантская Черная дыра. С внешней стороны к кольцу подходят четыре согнутых рукава, наполненных звездами. В середине одного из рукавов находится Солнечная система, которая, как и все звезды рукава, движется к кольцу (а затем, может быть, и к Черной дыре).
Тому, кто окунулся в эти представления, сразу становится непонятно, причем здесь Земля с ее человечеством. Часть ответа очевидна – современная научная и производственная культура, возникшие за 6 – 10 тысяч лет – в масштабах родной галактики – это даже не мгновение. Неужели рукава и, конечно, сама галактика пропитаны галактическим сознанием? Не зря Побиск Георгиевич Кузнецов говорил о космической миссии человечества (а не галактической). Очевидно, что в ближайшие века человечество изменится неузнаваемо.
В ясные ночи рассмотрите внимательно Млечный путь…
Идея: 18.02.07
Текст: 18.12.12
Пути освоения и пути развития концептуального научно-технического направления
Понятие, закрепленное за словом «концептуальное»
Кратко говоря, слово «концептуальное» означает понятие «быть выраженным в понятиях», а не в словах. Говоря иначе, субъект, который мыслит, говорит и действует «концептуально», делает это, опираясь только на понятия, выражаемые словами.
Ситуации, в которых может производиться освоение концептуализма
Круг лиц, которые размышляют, говорят и действуют совместно с концептуальным субъектом, может быть разнообразным. Поэтому с концептуально ориентированными лицами субъект может ограничиться своей профессиональной речью. Для лиц, концептуально не ориентированных, но контролирующих (а не «применяющих») свое мышление, будет достаточно указания на применяемый субъектом способ мышления, речи и действий. Для иных необходимо введение в способ мышления, речи и действий, используемый субъектом.
Однако, в настоящее время в организациях складывается профессиональный жаргон, которого в стабильно работающей организации достаточно. В таких организациях введение концептуально ориентированного мышления, речи и действий встречает сопротивление.
Необходимость освоения концептуального мышления
Принцип, который определяет необходимость освоения концептуального мышления, утверждает, что используемые слова различают незначительную часть смыслов, которые требуются в повседневной жизни и во многих профессиональных областях. Например, из опрошенных мною высокопрофессиональных коллег никто не мог объяснить, что означает слово «общество». При этом выполнять правило: вначале получать абстрактное определение интересующего понятия, а затем – множество видов понятий, образуемых его разнообразными конкретизациями.
05.11.12
Авенир Иванович Уёмов: вещи, свойства, отношения
Идея А.И. Уёмова, которую он всеми доступными ему средствами до самой смерти проводил в жизнь, состоит в том, что любой элемент, любой объект, любой предмет может быть определен тремя понятиями: вещи, свойства, отношения. Границы эффективного применения этой идеи автором не определялись, что вело к абсолютизации идеи. Очевидно, что люди у А.И. Уёмова – это «вещи», общество – это тоже «вещь», кавказский горный хребет, простирающийся от Черного моря до Каспийского моря, тоже «вещь».
Тем не менее, А.И. Уёмов разработал математический аппарат для логически безупречного представления элементов и сторон реальности, включая природу и человечество.
Сети процессов интегродифференциации как форма развития различных областей
Принимается концепция, утверждающая (в качестве методического приема), что:
- предметная область может быть описана как имеющая в каждый данный момент совокупность поставленных в отношения множеств;
- развитие предметной области, рассматриваемое как качественно-количественное изменение, включает изменения состава множеств и их отношений;
- развитие предметной области может быть представлено сетью процессов, в ветвях которой происходит последовательная смена процессов интеграции элементов множеств или их подмножеств, которые существуют в данный момент, на процессы их дифференциации;
- интеграция и дифференциация элементов множеств могут быть либо моноаспектными, либо полиаспектными.
______ о _____
Следующие шаги в этом исследовании:
- учет того, что предметная область имеет множество связанных друг с другом аспектов («полиаспектность предметной области»);
- признание изменяемости предметной области (у нее есть фундаментальные аспекты и свойства, у которых изменяются только значения);
- в предметной области, не испытывающей внешних воздействий, происходит интегродифференциация.
Ресурсы природы не ограничены
Ограничены только представления людей о ресурсах природы. Недавно в океане на глубине 8 километров открыли мощный источник кипятка.
Когда-то не владели огнем, не знали земледелия, не могли плавать по рекам и морям, не производили ткани.
Всего 250 лет назад не только не было электрической цивилизации, но отсутствовало понятие об электрическом токе.
Однако теперешние руководители теперешних государств твердо знают, что ресурсы Земли ограничены и что с этим ничего нельзя сделать. Предсказывают войны за пресную воду. Предлагают сократить шестимиллиардное население Земли до двух миллиардов.
Реальная проблема в то же время состоит в том, что основная и самая тяжелая проблема возникнет у человечества, внезапно получившего в руки неограниченные ресурсы всех видов…
«Человек – царь Природы»
Это мнение было широко распространено среди советской интеллигенции 30-х годов. Оно настраивало людей на ощущение своего превосходства, что для социалистического строительства в СССР было крайне важно.
Постепенно эта концепция выходила из употребления, и Человек становился человеком.
Но проблема отношения человека и природы сохранялась, но обсуждалась в узких кругах прирожденных мыслителей.
Если религиозная вера в Бога утверждала, что правоверные верующие попадают после смерти в Рай, то среди мыслителей находились такие, которые были убеждены в космической миссии человека и признавали наличие Космического Сознания.
Но концепция «Человек – царь Природы» имела в виду царство человека над земной природой. Понятно, что для выполнения своей космической миссии человек должен стать Царем земной природы.
Таким образом, можно установить, что утверждение «Человек – царь Природы» может быть … к утверждению … Какому?
Выражение «Мы преобразуем Природу» следует преобразовать, получим выражение:
«Мы, высшая часть Природы, преобразуем низшую часть Природы».
Говоря о Природе, нельзя упускать из виду происхождение жизни на Земле:
«Мы преобразуем Природу, которая нас создала…»
20.12.12
Приложение 1.
Темы научных исследований процессов мирового развития, проводимых Международным фондом концептуального анализа и проектирования
Подготовительные исследования
1. Разработка метаконцептуальной теории категорий.
В основу метаконцептуальной экстенсиональной теории категорий положено известное представление о категории как о предельной абстракции понятий, определяющих некоторый фундаментальный аспект или свойство реальности. Однако существенное отличие принимаемого здесь определения категории от известного представления заключается в том, что предельная абстракция вводится вместе со всеми своими конкретизациями. Другое – не менее существенное – отличие заключается в том, что на рассматриваемом множестве категорий вводится одно или несколько отношений между категориями, отражающих связность аспектов реальности.
Точка зрения философии, что категории – предельные абстракции, является ошибочной, возникшей из стремления найти «истину». Категории близки к предельным абстракциям. Именно поэтому использование категорий в соответствии с их определением – творчество крайне узкого круга профессиональных философов (подобных Гегелю), в остальном применяется лишь термин «категория», например, «категория ветеранов».
2. Разработка метаконцептуальной теории понятийного аппарата диалектики.
Понятийный аппарат диалектики включает понятия «снятие», «обращение», «противоречие», «отрицание» и другие. Понятия этого аппарата обычно имеют некорректные интенсиональные определения, которые не соотнесены друг с другом.
Без использования понятийного аппарата диалектики невозможна разработка теории развития человеческого общества. Попытки «математизации диалектики» имеют номинальный характер и не нашли продуктивного применения.
Необходима разработка экстенсиональной теории «диалектического» развития, например, множество снятий, которая охватит и значительно расширит известный аппарат диалектики.
3. Исследование отношения складывания и проектирования.
Под «складыванием» понимаются процессы, происходящие у отдельных лиц, групп, в организациях и в обществе, имеющие стихийный, не контролируемый носителями этих процессов, характер.
Понятие «проектирование» противоположно понятию «складывание», поскольку определяет процессы, идущие под полным контролем субъектов, выдвигаемых обществом.
В настоящее время не существует экстенсиональных теорий складывания, в частности, в проектировании, и отношений складывания в различных аспектах и на различных уровнях. Без таких теорий невозможна разработка теории развития.
Частными задачами их разработки являются теоретизация «снятия складывания», «складывание проектных форм общества», «проектирование складывания», «складывание проектирования складывания» и т.п.
4. Теоретизация понятия «свобода».
Исследованию явления «свободы» в человеческом обществе посвящена обширная литература. Однако «свободе» как феномену развития лиц, организаций и человеческого общества не уделяется внимание. Экономические и экономико-математические исследования не имеют «свободу» своим предметом. Для исследования этого явления как одного из основных продуктов развития человеческого общества необходима теория, которая включит психологию, социологию, этику, право, экономику как свои аспекты. Абстрактная свобода и конкретные виды свободы.
Следует иметь в виду, что стремление «к свободе» имеет субъективный характер.
5. Разработка теории обмена, его экстенсиональных форм, развития экстенсиональных форм обмена.
Перечислим элементы, теоретизация которых необходима для разработки теории обмена.
Интерпретация абстрактной теории обмена.
Необходимость абстрагирования предметных областей как следствие разделения труда.
Формы и границы разделения труда. Разделение всегда сопровождается объединением.
Финансы, накопление, биржи.
Теория индивидуальных и социальных ценностей, связь ценностей с рынками.
Квалификация текущего момента.
6. Расширение теории шкал множеств Н. Бурбаки.
Экстенсиональный математический аппарат, имеющий неограниченные выразительные возможности, предложен великим французским математиком Н. Бурбаки. Однако, насколько видно из книги «Теория множеств», разработка автором этого аппарата остановлена на уровне исходной идеи. Необходима детально разработанная аксиоматическая метатеория шкал множеств, представленная как в аппарате ступеней множеств, так и в аппарате родов структур. Необходима разработка разнообразия алгебр ступеней множеств.
7. Необходимо выполнение исследовательских программ, представленных в отчетах по НИР «Экспертиза», в книгах «Генезология психосферы», «Историологическая схема аспектно-уровневой динамики», «Исследования по безопасности», «Технология концептуального анализа и проектирования», «Исследование социально-экономических систем» и других.
Фундаментальные исследования
1. Разработка простейшей историологической схемы, позволяющей ввести понятие «текущий момент развития».
В настоящее время под «текущим моментом» понимается поведение сторон сложившейся ситуации. Решения о поведении сторон основываются на сопоставлении сложившейся ситуации с интересами сторон. Таким образом, объяснение возникающих событий как исторических феноменов полностью отсутствует, следовательно, термин «текущий момент», имевший в виду именно исторический взгляд, применяется неправомерно.
2. Разработка простейшей историологической схемы, позволяющей выразить наиболее важные, специфические моменты идущего развития: большое число уровней и аспектов, тесно взаимодействующих друг с другом, характерный «клубок проблем», отсутствие реального продвижения, накопление повсеместно и на всех уровнях «взрывчатого потенциала», неподготовленность понимания сложившегося в мире состояния и развертывающихся событий, неизбежный приход мыслителей и лидеров принципиально новой генерации. Концепции одно- и многополярного мира не состоятельны.
Прикладные исследования
1. Квалификация и оценка современной ЭПОХИ, включая состояние развития человечества и, в частности, постсоветской России.
2. Обеспечение эффективности институтов, субъектов и высшего руководства.
3. Разработка технологий разделения творческих решений и их формальной поддержки.
Разработал С.П. Никаноров
01.11.12
Приложение 2.
Перечень файлов книги «Исследование социально-экономических систем» (ИСЭС)
Перечень файлов фиксирует некоторые разделы книги: З.А. Кучкаров, С.П. Никаноров, Г.В. Солнцев, В.Н. Шабаров. Исследование социально-экономических систем. Серия «Концептуальный анализ и проектирования. Теоретические исследования. Методология. Теория. Следствия. Под редакцией С.П. Никанорова. – М.: Концепт, 2007. – 842 с. Тираж 140 экз.
Имя файла |
Содержание файла |
Book-tses.doc |
Главы 1-12. Приложения 1-4. 262 стр. |
Ces53-55.doc |
5.3. Частные подтеории МГМ-гноза – 5.5. Идеи и предложения по построению частных подтеорий и конкретизаций теории переходантов. 125 стр. |
CH7-8.doc |
Главы 7-8. 6 стр. (старый формат) |
CH7-9NIK.doc |
Раздел 7-9. 55 стр. (старый формат) |
СН9.doc |
Раздел 9. 7 стр. (старый формат) |
Drawing1.vsd |
Рисунок. Набросок схемы синтеза |
Polpic1.doc |
Рис. 1. Схема теории полисоциогрессантов (старый формат) |
Polpic2.doc |
Рис. 2. Схема теории поколений феноабельных способов производства (старый формат) |
Polpic3.doc |
Рис. 3. Схема теории производящих социогрессантов (старый формат) |
S1.DOC |
Эскиз родоструктурной теории полисоциогрессантов, базисных и промежуточных конструкций, входящих в схему ее синтеза. 12 стр. |
S11.1.doc |
К175 Абстрактная теория переходов и др. 15 стр. |
S2.DOC |
Эскиз родоструктурной теории поколений феноабельных способов производства, базисных и промежуточных конструкций, входящих в схему ее синтеза. 36 стр. |
S3.DOC |
Эскиз родоструктурной теории производящих социогрессантов, базисных и промежуточных конструкций, входящих в схему ее синтеза. 19 стр. |
S4.DOC |
Эскиз родоструктурной теории воспроизводства с орудиями в среде, базисных и промежуточных конструкций, входящих в схему ее синтеза. 52 стр. |
S5.DOC |
Эскиз родоструктурной теории орудооткрытабельности, базисных и промежуточных конструкций, входящих в схему ее синтеза. 13 стр. |
Terpol.doc |
2.3.2. Теории переходантов. 23.стр. |
Вароид.vsd |
Рисунок. Вароид |
Все схемы.doc |
Схема синтеза ПОРП-абельной натологии (рис. 1-11). Синтез теории абстрактной абельности и ее ПОРП-специализация (рис. 10). 11 стр. |
Картинки.doc |
Схема теории полисоциогрессантов, Схема теории поколений феноабельных способов производства, Схема теории производящих социогрессантов. 3 стр. |
Концептуальные методы.doc |
Концептуальные методы. Текст. 35 стр. |
Остатки текстов.doc |
Не читабелен |
Попул1.vsd |
Рисунок. Схема теории полисоциогрессантов |
Попул2.vsd |
Рисунок. Схема теории поколений феноабельных способов производства |
Попул3.vsd |
Рисунок. Схема теории производящих социогрессантов |
Раздел 7 (новый).doc |
7. Состав теории развивающихся социально-экономических систем. 24 стр. |
Раздел 8 (новый).doc |
8. Полиранговая орудооткрытабельная натология. 27 стр. |
Раздел 9 (новый) – правленый.doc |
9. ПОРП-абельная натология. 79 стр. |
Рисунок 1.doc |
Схема синтеза полиранговой орудооткрытабельной натологии (зачерненные уголки указывают теории, для которых построены эскизы родоструктурных экспликаций, остальные – номиноиды) |
Рисунок 11.doc |
Схема синтеза полиранговой орудооткрытабельной натологии (зачерненные уголки указывают теории, для которых построены эскизы родоструктурных экспликаций, остальные – номиноиды) |
ТСЭС – ГВС – СН6Т.doc |
Фактический ход работ и его методологическая квалификация (старый формат). 5 стр. |
ТСЭС – ГВС – СН6Т.rtf |
Фактический ход работ и его методологическая квалификация. 7 стр. |
Характерный вароид.vsd |
Рисунок. Характерный вароид |