К десятилетию со дня его смерти
Существует довольно широкий круг лиц, которые были с Кузнецовым знакомы, беседовали с ним, изучали его публикации и публикации о нем. Но даже среди них нет однозначного понимания достижений Кузнецова.
Факт состоит в том, что прямое знакомство с фундаментальной идеей Кузнецова не вызывает ничего, кроме иронии, в лучшем случае – недоумения. Как бы представить эту идею так, чтобы ее масштаб и значение стали осязаемыми?
Между тем, жизнь Побиска Георгиевича была посвящена открытию, разработке, публикации, постановке экспериментальных работ одной-единственной идеи, по отношению к которой остальные достижения – попутные результаты. Идея предельно ясна и может быть выражена тремя словами:
человечество – орган природы.
Концепция П.Г. Кузнецова представляет собой развернутое изложение идеи, ее обоснование, определение ее значения для будущего человечества. Кратко, Кузнецов заметил, что колоссальное излучение электромагнитной природы (радиоволны, свет, гамма-излучение), производимое звездами, рассеивается в необъятных просторах Вселенной и, по закону термодинамики, оно не может быть собрано. Поэтому Вселенная постепенно остывает и, в конце концов, становится мертвой. Противостоять этому процессу может только разум, который обеспечит сбор этой энергии и возвращение ее Вселенной: «звезды зажигают люди». Именно для этой цели Природа создала людей.
Является ли эта концепция истинной, не скажет никто. Но идея необходимости «существования человечества ради его существования» не может противостоять концепции космической миссии человечества. Концепция П.Г. Кузнецова исторически не является абсолютно новой. Но глубина его понимания космической роли человечества не сравнима с тем, что понимали в прошлом.
Задача этой публикации – помочь интересующимся этой проблемой составить представление о концепции Кузнецова и ее будущем, о следствиях этой концепции для форм жизни человечества, о необходимости объективизации истории человечества, о единстве природы мышления и природы Вселенной.
1. Переход человечества от жизни «для себя» к жизни «для Вселенной»
1.1
Для вскрытия структуры перехода человечества от жизни «для себя» к жизни «для Вселенной» используется незначительно измененный метод целеполагания, предложенный Р. Акоффом и Ф. Эмери в их книге (названной переводчиком) «Целеустремленные системы».
Узкий круг знатоков теории систем, конечно, знаком с этой книгой, в которой авторы (возможно, впервые) противопоставили широко распространенным системам целедостижения (в 60-х годах PERT, PATTERN и др.) системы целеполагания. Однако нам достаточно нескольких слов.
Обычно при целеполагании используется системный анализ, который цель определяет как решение проблемы, имеющейся у субъекта. В отличие от этого Р. Акофф и Ф. Эмери цели определяют как вехи на пути достижения идеала, принимаемого субъектом.
Однако, идеалополагание не было предметом Акоффа и Эмери. Между тем, всегда происходит смена идеалов, например, идеал создателей первого самолета был «двигаться в воздухе, как птица, а не как воздушный шар», а идеал создателей ракеты был «двигаться в безвоздушном пространстве».
Насколько можно судить, смена идеалов еще не была предметом систематического исследования, хотя русский космизм показал, как далеко продвинулось полагание идеалов. Циолковский утверждал, что «в погоне за светом и пространством» человек освоит Космос. Поэтому не лишним представляется применение концепции идеала к смене идеалов. Возможно, существует идеал, по отношению к которому известные идеалы являются лишь вехами, как это определяет целеполагание.
Так или иначе, но использование в данном случае смены идеалов в качестве методического приема вполне допустимо. Вопрос только в том, какой идеал взять в качестве идеалообразующего, ведь идеал идеалов должен быть таким, чтобы остальные идеалы стали ступенями в движении к нему.
Наводящим соображением может быть давно известная идея «очеловечивания человека», одним из проявлений этого процесса может быть также известный «рост сознания». Отметим, что многие авторы считают, что сейчас все еще длится «детство человечества», а Маркс называл текущую эпоху «предысторией человечества». Склонные к религиозному видению развития говорят о росте духовности.
Для целей нашего исследования эти оценки полезны, поскольку признают радикальный характер происходящих изменений. Они, однако, недостаточны, поскольку не указывают на содержание жизни человечества, на продукт его жизнедеятельности. Именно предположение о содержании и продукте может быть искомым идеалом идеалов.
Ниже в тексте эта идея развертывается в последовательность сменяющих друг друга ступеней – идеалов, ведущих к идеалополагающему идеалу. Эта последовательность образована снятием необходимости при переходе к свободе и снятием свободы при переходе к совершенно иной необходимости. Движущей силой смены идеалов пока является коварное благосостояние, прекращающее развитие и противоречащее природе человека. Это становится очевидным, если в целях исследования производится абсолютизация промежуточного идеала.
Идеал 1, отражающий необходимость, является наиболее приземленным. Он утверждает в качестве высшей ценности благосостояние индивида и общества. Преодоление Идеала 1 освобождает человечество от необходимости и утверждает Идеал 2 – свободу[1], которая как противопоставление необходимости не имеет ограничений. Продуктом снятия Идеала 2 является Идеал 3, еще не осмысленные, но, в отличие от свободы, уже ограниченные устремления. Идеал 4, заключительный и являющийся идеалом идеалов, утверждает осознание человеком себя как продукта Природы и, преодолевая Идеал 3, устанавливает принципиально новую, абсолютную необходимость для человека – быть должником Природы, быть орудием Природы, созданным ею для решения своих задач[2]. Человечество – единственная имеющаяся в Природе связь глубочайших уровней микромира и невообразимых масштабов макромира: «12 порядков вниз и 12 порядков вверх».
Каждый идеал раскрывается через свои моменты и аспекты, что позволяет видеть сложность и противоречивость их возникновения и функционирования. Предполагается, что читатель понимает отношения этих четырех идеалов как отношения прошлого, настоящего и будущего, образующие различные виды целостностей. Например, как говорил Маркс, «мертвый хватает живого». В тексте также обращено внимание на соотношение идеалов и средств движения к ним.
1.2
Представленная в предыдущем разделе картина развития человечества принципиально отличается от известных попыток определить его будущие формы. П.Г. Кузнецов почувствовал категорическую необходимость такого понимания в госпитале, где ему спасали руку после тяжелого ранения на фронте. Войны бессмысленны и недопустимы, но в чем смысл существования человечества, если, допустим, войн не будет? Жизнь на Земле – продукт солнечного света. А солнечный свет бессмысленно рассеивается в Космосе. Солнце остынет и погаснет, погаснут все звезды. Возникнет мертвая Вселенная.
Но во Вселенной есть сила, способная предотвратить ее смерть – это человечество и подобные ему существа, населяющие Вселенную. Именно благодаря им вспыхивают звезды, и Вселенная живет вечно. Что же делает человечество, чтобы приблизиться к своей миссии? Да, русский космизм провозгласил «освоение Космоса», но освоение – в интересах человечества, а не Космоса.
Примерно так рассуждал Кузнецов в 1944 г. К действиям его подтолкнула ликвидация Коминтерна Сталиным, которую он расценил (ошибочно) как предательство коммунизма. Его высказывания стоили ему десятилетнего заключения в лагерях. Он был освобожден в 1954 г. без права проживания в городах. Работал в колхозе, расположенном в 200 км к северу от Красноярска.
Именно тогда он послал письмо с изложением своих взглядов в Москву в Институт философии АН СССР и подписал его «Тракторист Кузнецов». Вся его дальнейшая жизнь была посвящена разработке и популяризации его концепции. Его еще одним крупным достижением явилось понимание того, что выполнение человечеством своей космической миссии ведет к предельной рационализации его жизни. Каждый киловатт/час должен сберегаться и использоваться эффективно. Феноменально, что по ту сторону океана американский бизнесмен, баллотировавшийся в президенты, Ларуш пришел к тому же выводу – ценность продуктов производства должна измеряться в киловатт/часах, а не в рублях. Правда, у Ларуша не было мировоззренческой концепции. В рамках НИР «Эффективность» Кузнецов стремился спроектировать компьютерную управленческую систему мирового обмена в киловатт/часах.
Рассмотрим теперь последовательность идеалов.
1.3
Идеал 1. Благосостояние индивидов и общества.
Аспект 1.1. Уровни личного благосостояния.
Личное благосостояние едва обеспечивает жизнь, но зато оно гарантировано.
Богатое личное благосостояние (идеал коммунизма).
Личное владение всем («человек выше общества» – Иноземцев).
Аспект 1.2. Уровни общественного благосостояния.
Общественное благосостояние минимально обеспечивает общественную жизнь, но зато оно гарантировано.
Богатое общественное благосостояние.
Общество, владеющее всем.
Аспект 1.3. Распределение богатства в обществе.
Личное благосостояние распределено равно для всех, общественное благосостояние обслуживает личное благосостояние.
Личное благосостояние сосредоточено у некоторых, общественное благосостояние только частично обслуживает личное.
Личное благосостояние сосредоточено у одного лица, общественное благосостояние не обслуживает личное.
Идеал 2. Свобода индивида от необходимости.
Аспект 2.1. Степень свободы индивида от необходимости.
Индивид свободен от необходимости временами и имеет незначительные возможности
Индивид свободен от необходимости часть времени и располагает умеренными возможностями.
Индивид располагает абсолютной свободой от необходимости и неограниченными возможностями.
Аспект 2.2. Распределение свободы от необходимости в обществе.
В обществе свободны от необходимости единицы.
Свободны от необходимости индивиды, составляющие часть общества.
Свободны от необходимости все индивиды общества.
Аспект 2.3. Предмет деятельности индивида, свободного от необходимости.
Предмет деятельности индивида, свободного от необходимости, состояние его здоровья и его личное развитие.
Предмет деятельности индивида, свободного от необходимости, состояние и развитие общества, к которому он принадлежит.
Предмет деятельности индивида, свободного от необходимости, состояние и развитие человечества, создание новых типов носителей сознания, индивидов, способных выполнять свою миссию перед Природой.
Идеал 3. Устремления человека как субъекта (предполагаемые удовлетворяющимися).
Аспект 3.1. Масштаб устремлений.
Единичные устремления, реализация которых ограничена потребностями индивида.
Ограниченные устремления, реализация которых изменяет общество, к которому принадлежит индивид.
Неограниченные устремления, реализация которых изменяет человечество.
Аспект 3.2. Содержание устремлений.
Устремления, меняющие повседневную деятельность.
Устремления, меняющие перспективу развития деятельности.
Устремления, меняющие будущие состояния.
Аспект 3.3. Актуальность устремлений.
Устремления общественно не актуальные.
Устремления общественно ограниченно актуальные.
Устремления общественно чрезвычайно актуальные.
Идеал 4. Осознание человеком себя как продукта Природы и, следовательно, должника Природы.
Аспект 4.1. По степени осознания.
Случайное, непреднамеренное выполнение миссии человека перед Природой.
Локальное или редукционное осознание миссии человека перед Природой.
Полное осознание миссии человека перед Природой.
Аспект 4.2. По применению человеком, осознающим свою миссию перед Природой, концепции Природы.
Вселенная вечна и неизменна. Наблюдаемые людьми изменения бесконечно повторяются (Б.Б. Егоров).
Вселенная быстро развивается, она все время другая.
Возникновение и гибель объектов Вселенной является нормой идущих в ней процессов.
Аспект 4.3. Границы миссии человечества.
Продлить существование Земли в ее теперешнем состоянии.
Продлить существование Солнечной системы, неудержимо двигающейся к Черной дыре галактики «Млечный путь».
Использовать возможности сосредоточения энергии Космоса для зажигания новых звезд на периферии галактики «Млечный путь».
1.4
С идеалами не следует смешивать средства, обеспечивающие движение к каждому из идеалов.
Насколько это важно, видно из того, что вера в человечество, очевидно, является необходимым условием движения к идеалу, но сама по себе эта вера не может быть идеалом. Как средство вера в человечество может быть дифференцирована по глубине (поверхностная, не осознаваемая и полностью осознанная) и по предмету (вера в прогресс человечества, в его могущество и в его миссию).
Средствами движения к идеалам являются создание культуры овладения Неизвестным, технологическое развитие, продление жизни индивидов, определение предмета духовности, изучение «тонкой материи», овладение генетикой человека и создание разнообразия типов человека, превращение Интернета во всемирный мозг, преодоление процессов складывания и проектирование социальных форм, освоение недр Земли и глубин океанов, развитие космических систем.
Масштаб усилий по исследованию, разработке и применению средств не может служить основанием для рассмотрения средств как идеалов. Так, например, для открытия Неизвестного могут ставиться полностью изолированные социальные эксперименты, продолжающиеся века или даже тысячелетия.
При условии использования целеполагания как движения к идеалу разработка средств должна быть отнесена к соответствующему идеалу.
1.5
Смысл развертывающейся эпохи и ее текущего момента очевиден. В огромных масштабах и с колоссальными усилиями прошлое стремится подавить неизбежно возникающее новое. Это возникающее новое еще не осознало себя, оно ищет устойчивые переходные формы. Движение к Идеалу 1 – благосостоянию – еще далеко от разумного завершения. Ни теперешний капитализм, уже не являющийся классическим капитализмом, ни трагические уроки первого опыта построения (советского) социализма, ни попытки их интеграции не помогают в определении социальных форм.
Тем не менее, ростки нового всем видны. Они имеются в образовании (разделение специальности и кругозора), в медицине (ее небывалая технологизация), в широкой критике современных политических систем, в возникновении глобальной системы производства. Идут неслыханные по масштабу и глубине дискуссии. Однако линии развития продолжают оставаться неопределенными. Практика однозначного ответа не дает, а теория, подавленная предыдущим развитием, только еще начинает формироваться.
В этой ситуации голос Побиска Георгиевича Кузнецова, сочетающий ноты далекого будущего и накипевшего настоящего, порожденный советским социализмом, несомненно, будет услышан. Его точка зрения не может игнорироваться, ей нельзя ничего противопоставить, поскольку ее основания объективны. Реальная трудность заключается в нахождении путей к ее реализации. Изложенная идея идеала идеалов может облегчить поиск этих путей, сделать его осмысленным и контролируемым. Не исключено, что при теперешних темпах и масштабах научно-технического и социального развития, которые продолжают расти, реализация концепции Кузнецова может оказаться более близкой, чем можно было бы подумать. Похоже, что Природа очень торопится, легко открывая человечеству свои глубочайшие тайны.
2. Следствия концепции П.Г. Кузнецова
Мировоззренческая концепция П.Г. Кузнецова, возникшая у него как идея в 1944 г., а получившая первое документальное оформление в 1954 г., состоит в понимании человечества как незаменимого органа существования Вселенной. Эта концепция противостоит мировоззренческим концепциям:
- религии, обещающей рай праведникам и ад грешникам, а в целом – конец света,
- формаций, обещающей всеобщее благосостояние (при коммунизме),
- технократическим, создающим мир автоматов, делающих «всё», а люди – «свободны» и могут «духовно развиваться»,
- русского космизма, утверждающего, что «в погоне за светом и пространством человечество освоит Космос» (Циолковский),
- естественников, считающих, что «человек – Царь природы», и он переделает ее, как ему будет нужно.
Как думают некоторые философы, эти концепции отражают «детство человечества», начальный этап «очеловечивания человека». Достижения текущего этапа развития человечества кажутся гигантскими – и «кружат головы». Поэтому представляется нелишним обратить внимание на следствия концепции П.Г. Кузнецова, которые помогают понять масштаб радикальности этой концепции.
2.1. Физические концепции Вселенной односторонни и, следовательно, несостоятельны
Если без разумных существ типа человека существование Вселенной невозможно, то чисто физические концепции возникновения Вселенной («большой взрыв») и ее существования (звезды возникают путем концентрации межзвездного газа силами тяготения) несостоятельны, поскольку, если они верны, то Вселенной нет необходимости в разуме. Заключение Вернадского, что масштабы преобразования коры Земли деятельностью человека сравнимы с геологическими, указывает на то, что энергетических ограничений у человечества не будет. Академик А.А. Харкевич сказал, что в любой точке пространства имеется неограниченный запас энергии, и она может быть получена в любой необходимой форме (я слышал это его высказывание собственными ушами).
Кроме того, сохраняющаяся уже почти два века неясность природы электромагнитного поля и гравитационного поля, изученных исключительно на уровне их феноменологии, неясность их отношения, концепции элементарных частиц как бесконечных струн, торсионных полей и многомерных пространств – не соотносятся с очевидной «электромагнитной» природой человека. Как показывают бесперспективные исследования генетического аппарата человека, такие же объяснения его непостижимой сложности, непонимание его функционирования, придерживающиеся молекулярного представления о генах, почти очевидно, что решение этих проблем находится на совсем других физических уровнях, которые позволят получить неограниченную власть над электромагнитными и гравитационными полями. Открытие космических источников радиоизлучения колоссальной мощности с точки зрения «оживления Вселенной» может (или должно?) рассматриваться как крик о помощи.
2.2. Представление о том, что жизнь на Земле – «произошла» является грубой ошибкой
Действительно, если человек – орган, обеспечивающий существование Вселенной, то никакого «происхождения» жизни быть не может. Жизнь во Вселенной существует всегда. Не исключено, что звезды, которые «рождаются» и «умирают», являются формой жизни. Вполне возможно, что В.А. Лефевр прав, утверждая, что относительное поведение двух галактик с точки зрения его теории рефлексии является «этическим»: одна галактика хочет «добра» другой. Может также оказаться, что «развитие форм жизни» является не более чем текущим представлением человечества. Биологи уже довольно давно ввели понятие биоценоза – совокупности видов микроорганизмов, растений, животных и человека, которые существуют как единое целое. Поэтому правильнее говорить о космической миссии биоценоза, а не человечества. И можно (пока) лишь фантазировать, во что превратятся биоценозы, становящиеся биогеонаноценозами. Все формы жизни, включая (пока) неизвестные наноформы, во Вселенной всегда выполняют функции органов, а не только «человечество». Сложность человека и человеческого общества и их быстрое развитие (начиная с кембрийского взрыва) – в масштабах Вселенной – сущие пустяки и даже не миг. Люди, которые «много о себе понимают», в рассмотрении мира, в котором, как они думают, они «живут», склонны к антропоморфизму. Исторически необходимая линия очеловечения человека, состоящая в преобразовании форм каннибализма – от людоедства до частной собственности, от рабства до атомного оружия – заканчивается.
Следует отметить, что творческое (в масштабах Вселенной) начало (существующее во всей Вселенной) воплощено в религиозной идее Бога – не имеющего ни начала, ни конца, существующего вне времени, вездесущего и всемогущего. Не исключено, что чудеса, вековые предвидения, гении – продукты прямого соприкосновения наноуровней человека с наноуровнями Вселенной. Гениальная идея Троицы как раз объясняет этот феномен.
2.3. Центр внимания человечества должен быть перенесен на создание и развитие культуры Неизвестного
В настоящее время человечество переживает закат эпохи личных амбиций политических руководителей, эпохи демонстрации и применения силы с политическими и экономическими целями, эпохи гонки вооружений. Иными словами, эпохи смешения прокравшейся из прошлого идеи господства одних людей над другими и бурного развития науки, техники, производства. Ныне руководители государств, осознавая этот факт, находятся в состоянии полной растерянности и, как могут, изображают позитивную деятельность. Они прекрасно понимают, что освоение Космоса и Интернет несовместимы с народными волнениями в столицах мира. Они видят, что многолетнее уничтожение идей и практики социализма приводят лишь к их укреплению. Россия – один из крупнейших импортеров оружия. Против кого? Понятно, что в этих условиях переход к выполнению Космической миссии невозможен. Но понятно также, что в перспективе этот переход ничем заменить нельзя. Необходимо определить шаги, которые следует предпринять сейчас, чтобы подготовить этот переход.
Одним из таких шагов является создание и развитие культуры Неизвестного. Возникновение устойчивых, хорошо обоснованных, имеющих объективный характер направлений деятельности поможет покончить с укоренившейся растерянностью. В условиях проводимого в колоссальных масштабах компьютерного моделирования «всего и вся», ежедневного сбора и обработки всей планетарной информации, производимой Google, создание культуры Неизвестного выглядит как твердое сообщение о необходимости рассвета в 12 часов ночи.
Тем не менее, ее придется создавать и развивать. Сорокалетняя адская гонка вооружений, одна из целей которой – разорение СССР, – продукт неизвестного. Хотя разорение СССР произошло, но никто не стал спать спокойней, тревога, природа которой непонятна, охватывает всех. Что неизвестно?
Важно понять, что неизвестное является продуктом известного. Это то, что стоит за известным и лукаво выглядывает из-за него. Вводится общее правило для всех работающих на Земле: как только нечто становится известным, в специальный Центр учета неизвестного посылается официальное сообщение об открытом неизвестном. В Центре все сообщения обрабатываются, и создается «Общая картина состояния неизвестного». Затем по критериям, среди которых имеется и критерий миссии человечества, образуется концепция преодоления текущего неизвестного.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время важнейшие решения мирового и государственного масштаба, например, договора или Конституции, составляются при скрытом предположении, что составители знают всё и за всё отвечают. Проведенный нами в 1993 г. концептуальный анализ Конституции РФ ясно показывает бессмысленность понятий, определяющих «безопасность».
2.4. Товары для населения, продукция промышленности и сельского хозяйства должны оцениваться в затраченных на них киловатт-часах, а не в деньгах
Эта идея вначале была выдвинута П.Г. Кузнецовым, а потом американцем Линдоном Ларушем, ничего не знавшем о П.Г. Кузнецове. История Ларуша некоторыми чертами похожа на историю Кузнецова. Ларуш, уже выдвинувший эту идею, баллотировался в президенты США, но не прошел, по сфабрикованному обвинению был арестован и в тюрьме отбывал свой срок. Ларуш – видный бизнесмен, автор ряда книг, квалифицирующих эпоху как иррациональную, основал многочисленные школы в Европе, а также в Москве, издает собственный журнал. Он был лично знаком с П.Г. Кузнецовым, бывал у него дома.
Их идеи были сформулированы почти в одинаковых терминах, и мотивом их выдвижения стала очевидная иррациональность социально-экономических процессов, инструментом которых являлось денежное обращение, которое легко контролировалось заинтересованными лицами. «Цветные бумажки», как называл доллары П.Г. Кузнецов, могли печататься в неограниченных количествах и, обращаясь, приносили прибыль тому, кто их печатал, не производя ничего.
П.Г. Кузнецов в рамках заказанной Военно-промышленной комиссией Совета министров СССР научно-исследовательской темы под шифром «Эффективность» разрабатывал проект компьютерной системы, которая должна была заменить деньги киловатт-часами. Кузнецов предполагал, что постепенное устранение иррационального компонента станет основой общего понимания необходимости ориентироваться на космическую миссию человечества.
С тех пор прошло около тридцати лет, и сегодня значение этой попытки оценивается как важнейший шаг в осознании человечеством своего предназначения. Представляется очевидным, что в недалеком будущем будет разработана ценностная теория денег и денежных форм обмена, которая положит конец иррациональным направлениям развития человечества. Именно тогда возникнет рациональное благосостояние и его преодоление как ценности.
2.5. Природа управляет развитием человечества
Если признается, что человечество – орган Природы, то признание субъективности Природы по отношению к человечеству становится тривиальным актом. Она следит за развитием человечества и направляет его развитие.
Когда палкой ковыряют муравейник, муравьи это воспринимают так же, как смену дня и ночи. Не исключено, что землетрясения, наводнения, засухи, эпидемии, извержения вулканов, небывалая жара и небывалые морозы и многое другое, которые истолковываются (пока) как стихийные бедствия, являются «языком» Природы или ее «мероприятиями».
Л.Н. Гумилев, собрав необходимые данные, показал, что пассионарии, направляющие развитие человечества, появляются в строго ограниченных поясах на поверхности Земли и в строго выделенные эпохи, явно нуждающиеся в пассионариях.
14 октября 1941 г. во время начала эвакуации Москвы (за которой последовала знаменитая паника 16 октября) в Москве уже лежал снег слоем 10 – 15 см. был мороз – 10о, а вскоре он достиг 20о и 30о. В ноябре уже были морозы 42о – 45о. А немецкая армия, рассчитывавшая взять Москву еще в августе – сентябре, была легко одета. Сибирские дивизии под командованием Жукова отогнали немецкую армию от Москвы примерно на 200 км. За эту операцию Сталин не наградил Жукова. Почему?
Необходимо тщательное изучение корреляции «стихийных бедствий» и возникающих преобразований человечества. В начале 90-х многие авторы в печати, по радио и телевидению утверждали, что «Земля – живая». Их, конечно, никто не слушал. Показано, что песок, уголь и нефть – продукты живых организмов, есть авторы, которые считают воду формой жизни. Кольская скважина на глубине 15 км обнаружила воду. Океаны почему-то не просачиваются в трещины коры Земли и не заполняют Землю. Некоторые считают, что предположение о первоначальном возникновении жизни в воде – ошибочно. Вода (и позже – воздух) были созданы живыми существами. Замечено, что «беды» наступают именно тогда, когда человечество благоденствует. Природа своими средствами торопит человечество. Развитие атомной и космической техники обошлось без стихийных бедствий… При атомном уничтожении Хиросимы и Нагасаки в США не было катастрофических «стихийных бедствий». Не является ли ледниковый период «мероприятием», торопящим возникающее человечество? Легкость, с которой возникли кибернетика, информатика, теория систем, компьютеры, Интернет, нанотехнологии и пр., и пр. – не говорит ли о том, что Природа жаждет, чтобы человечество возможно быстрее открыло ее глубины, считающиеся «тайнами Природы»? Видно, она хочет, чтобы возможно быстрее начал работать Планетарный мозг, который положит конец частнособственническому благоденствию, стимулы которого почти исчерпаны. А против чего направлено быстро усиливающееся потепление? Может быть, Гегель был прав именно как идеалист. А последние дни Исаака Ньютона, отказавшегося от своих открытий как «ложных» и указавшего на необходимость «слушать веления Природы»…
Шеллинг считает, что в Природе живет «Мировое Я».
В.В. Налимов: «Сейчас у нас появляется все больше возможностей для обоснования вездесущности хотя бы слабых форм сознания. Вселенная предстает перед нами как самосознающая грандиозная структура». «Трансперсональное движение возникло и развивается на фоне интенсивного духовного поиска неидеологизированного мира». В 1990 г. в Шенноне (Франция) проводился симпозиум «Человек и планетарное сознание: свобода и границы человека».
Необходимо обратить внимание на то, что категория «противоречие» введена феноменологически, причины, объясняющие факт наличия противоречий, не определены.
А.П. Левич правильно требует объяснения факта изменения Природы.
_______ о ______
Озарение великого И. Канта. 1784 год[3]
«Нельзя отделаться от некоторого неудовольствия, когда видишь их (людей – П.К.) образ действий на великой мировой арене. Тогда находишь, что при всей мнимой мудрости, кое-где обнаруживающейся в частностях, в конечном счете, все в целом соткано из глупости, ребяческого тщеславия, а нередко и из ребяческой злобы и страсти к разрушению. И, в конце концов, не знаешь, какое себе составить понятие о нашем роде, столь убежденном в своих преимуществах. Для философа здесь остается один выход: поскольку нельзя предполагать у людей и в совокупности их поступков какую-нибудь разумную СОБСТВЕННУЮ ЦЕЛЬ, нужно попытаться открыть в этом бессмысленном ходе человеческих дел ЦЕЛЬ ПРИРОДЫ, на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была бы возможна история согласно определенному плану природы».
3. Объективизация истории человечества
Термином «история» обозначается имевшая место (уже совершившаяся) последовательность событий в некоторой области, а также описание этой последовательности. Слово «история» происходит от английского слова history – рассказ.
Например, история зарождения жизни на Земле, история возникновения и развития форм образования, история города Тулы, история автомобилестроения.
Описание истории может происходить в ее ходе, как, например, в летописях, либо спустя более или менее длительный промежуток времени. Сведения о фактах, имевших или якобы имевших место, обычно собираются историками по документам, рассказам очевидцев, материальным свидетельствам. Всегда имеет место истолкование факта, реконструированного по имеющимся сведениям. Содержание истолкования факта определяется жизненной позицией и обстоятельствами историка, влиянием принятых в его время политических, философских, религиозных и научных установок, позицией научной школы, к которой он принадлежит.
Совершенно отдельным процессом, но иногда сопровождающим разработку описания истории, является объяснение ее хода: почему это случилось так, а не иначе. В этом случае предвзятость историка становится еще более значительной.
Ошибки в описании и трактовке истории могут достигать значительного размера. Например, доказаны ошибки в хронологии событий в тысячу лет.
Еще одним важным моментом является иногда возникающее стремление историка дать в составляемых им текстах истории оценки лицам и их поступкам, событиям, эпохам. Используемые в этих случаях основания оценок называются «концепциями» авторов. Для одних и тех же исторических деятелей, событий и эпох разные авторы дают существенно различные оценки. Так, известны 12 концепций Ивана Грозного, которые дают ему различные оценки, простирающиеся от понимания его как тяжело психически больного до гения и поэта.
Существует также ряд попыток дать объяснение ходу истории человечества в целом. В их числе концепция «очеловечивания человека», культурологическая концепция развития цивилизаций, экономическая концепция смены формаций, этногенетическая концепция возникновения и развития народов, концепция развития техноценозов. Важная концепция, название которой мне неизвестно, утверждает, что каннибализм и другие подобные исторические явления (атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки?) – абсолютно необходимые элементы развития человечества. Следует также указать на религиозные концепции возникновения человека и человечества, на концепцию воплощающегося Мирового духа, на концепции мировой души эзотериков.
Следует заметить, что перечисленные концепции не делают и, видимо, не способны сделать какие-либо выводы относительно будущего человечества. И, напротив, мыслители, создающие концепции будущего человечества, например, представители «русского космизма», выдвигая концепцию освоение человечеством Вселенной, не интересуются объяснением хода истории.
В рассмотренном разнообразии концепций хода истории человечества совершенно исключительное место занимает концепция Побиска Георгиевича Кузнецова. В противоположность этим концепциям она о ходе истории ничего не говорит, но зато наше понимание подхода к его изучению радикально меняет.
С точки зрения П.Г. Кузнецова, жизнь не «возникла» и не «развивалась», а была сознательно создана Природой для ее целей, она не «возникла случайно». Основной задачей, которую решала Природа, было создание человечества, которое, как – благодаря Кузнецову – сейчас становится ясно, явится важнейшим орудием Природы в решении ее собственных задач.
Является ли эта точка зрения нерушимой истиной, не знает никто, и, возможно, не узнает никогда. Но абсолютно ясно, что ее нельзя игнорировать и что одно из важнейших ее следствий является объективизация истории человечества.
В центре этого исследования находится выработка представлений о масштабе и характере ТВОРЧЕСКИХ СИЛ ПРИРОДЫ. Ключевым моментом этого исследования является преодоление антропоморфизма. Основным предположением должен являться вывод, что Природа ОЧЕНЬ ТОРОПИТСЯ с созданием сил, способных предотвратить ее гибель. Возможно, что образование многоклеточных, позвоночных, разделение полов, возникновение смерти, подготовка атомной войны являлись её способами ускорить создание нужных ей сил. Современное, еще далеко не совершенное сознание возникло всего за 100000 лет, что в масштабах Вселенной даже не миг: 2,5 стотысячных доли от истории Земли – 4 109 лет.
Объективизация истории должна ответить на единственный вопрос: какую задачу решала Природа в каждой данной эпохе? Какую задачу она будет решать в наступающую эпоху? Какими способами она будет их решать? Поэтому перечни царств, народов, войн сами по себе имеют вспомогательное – возможно, наводящее – значение. Понимание текущего этапа как условия достижения новых возможностей в решении задач Природы придаст развитию человечества рациональный характер. Осознание современного мира как робко стремящегося выйти из бессмыслицы позволит поставить на правильные места все современные проблемы: ресурсы, народонаселение, семья, государство, а также в высшей степени странную ориентацию науки на требования рынка.
Человечество должно также отблагодарить религии за их предчувствие форм жизни, противостоящих миру амбиций и богатства.
Необходима разработка концепции СУБЪЕКТИВНОЙ ПРИРОДЫ, а также способов понимания языка Природы.
Эра, в которой человечество изготавливалось Природой, заканчивается. Наступает эра сотрудничества человека и Природы. Человечество не будет больше противопоставлять себя Природе, а станет ее органической частью. Наш текущий век оно будет рассматривать как переход от одноклеточных к многоклеточным.
4. Как открываются тайны Вселенной?[4]
Валентина Петровна Копп, кандидат философских наук, с которой мы уже работаем около двух лет, познакомила меня с книгой Роджера Пенроуза «Путь к реальности или законы, управляющие Вселенной», английский оригинал 2004 г., русское издание 2007 г., изданной ин-фолио, на 911 стр.
Пенроуз – один из крупнейших математиков и физиков-теоретиков нашего времени. Он ввел понятия «спиновые сети» и «космическая цензура», разработал «твисторную программу». Возглавляет кафедру математики Оксфордского университета, почетный профессор многих университетов и академий, член Лондонского королевского общества, имеет медали Дирака и Королевского общества, премии Вольфа и Эйнштейна, ему королева присвоила титул сэра. Книга, о которой идет речь – итог восьми лет его работы. В книгах «Новый ум короля» и «Тени разума» выдвигает гипотезы о физических механизмах, обеспечивающих работу мозга человека.
В рассматриваемой книге 34 главы, в которых излагаются новейшие гипотезы полей и элементарных частиц, результаты разработки и применения в этих областях специально создаваемых математических аппаратов. 33 главы выходят за рамки моих возможностей и интересов, но 34-ю главу «Где лежит путь к реальности», подводящую итог книге, я прочитал со вниманием. И вдруг в разделе 34.7 (стр. 852 – 854) «Роль ментальности в физической теории» обнаруживаю идею, состоящую в том, что физическое строение Вселенной и физическое строение человеческого мозга одно и то же. Пенроуз в этом разделе не делает выводов из этой гипотезы, хотя раздел 34.7 на фоне содержания книги выглядит как черное пятно на белой скатерти.
4 декабря 2010 г. исполнилось 10 лет со дня смерти Побиска Георгиевича Кузнецова, его память в этот день почтили сотрудники созданной Кузнецовым в 1966 г. Лаборатории (ЛаСУРс). П.Г. Кузнецову, как теперь уже многим известно, принадлежит фундаментальная мировоззренческая идея, кратко:
человечество – орудие Природы.
Вечером того же дня под впечатлением воспоминаний у меня возникло стремление к моим многочисленным публикациям о П.Г. Кузнецове прибавить еще одну, которая, в конце концов, внесла бы полную ясность относительно значения его идеи и следствий ее реализации. В ближайшие дни статья под названием «Идеал идеалов, или что сделал П.Г. Кузнецов» была готова, а затем опубликована в №51-52 «Экономической и философской газеты» за 2010 г. Вскоре в №5 той же газеты, за 2011 г. была опубликована (частично) вторая статья под названием «Идеал идеалов, или следствия концепции П.Г. Кузнецова», в которой разъяснялись радикальные перемены, которые будут возникать по мере реализации этой идеи. В третьей статье доказывалась абсолютная необходимость объективизации истории человечества: от того, что было с царями и государствами, перейти к объяснению того, какие свои задачи решала Природа в этой форме. В конце концов, она всегда решала одну задачу: возможно быстрый подъем сознания человечества. Эта статья опубликована в № 7 этой газеты.
Меня давно удивляло какое-то внутреннее сходство принципа антропности Природы и концепции П.Г. Кузнецова. Напомню, что под «антропностью Природы» понимается изумительный по своему масштабу факт приспособленности Природы к потребностям человека. К тому же последние научно-технические достижения человечества отчетливо показали, что Природа стремится сделать всё, чтобы люди открыли ее тайны и использовали их. Природа торопится, хочет, чтобы человек возможно быстрее «овладел» ею, то есть стал ее орудием.
И вот – гипотеза Пенроуза о физической одинаковости глубинного устройства Вселенной и глубинного устройства мозга человека…
Круг замкнулся.
[1] А. Блок: «Свобода, свобода… Эх-эх, без креста. Тра-та-та» («Двенадцать»).
[2] Религиозные боги – предчувствие четвертого Идеала.
[3] Название дано Побиском Кузнецовым. Пояснение и выделение крупным шрифтом – П.Г. Кузнецов.
[4] Эта статья опубликована в «Экономической и философской газете», № 13 за 2011 г. с приложением раздела 34.7 из книги Р. Пенроуза.