Потенциальная возможность возникновения социальной напряженности среди населения угледобывающих территорий, в силу естественной для угледобывающей отрасли постоянной реструктуризации (изменения состояния шахтного фонда) существовала всегда, периодически перерастая в проблему социального управления угледобывающей отраслью и территориями, на которых расположены угледобывающие предприятия.
Источники возникновения проблемы социальной напряженности населения прежде всего требуют своего научно-теоретического объяснения и описания. Эта проблема, наряду с другими проблемами, может рассматриваться специалистами по организации социально-экономического управления, владеющими Методологией Концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (КАиП СОУ) С.П.Никанорова, при осуществлении научных исследований. По мнению С.П.Никанорова: «Концептуальные методы – это инструментальные средства решения сложных исследовательских задач, связанных с описанием теорий, в том числе теорий развивающихся социально-экономических систем, когда возникают вопросы о роли социальных теорий в развитии общества и сами теории. Последовательность рассуждений, приводящих к этому вопросу, проста. Если социальная теория истинна, то она несет народу благо. Дело власти построить общество в точном соответствии с теорией. Дело общества – вести себя в соответствии с нормами, установленными властью. И как только это будет сделано, возникнет всеобщее благо. Если эти положения не выполняются хотя бы в одном пункте, то всеобщего блага не возникает. Тогда в центре проблемы возникает отношение между предлагаемой теорией и наличной общественной практикой».
Теоретическим основанием возможности решения проблемы социального управления, т.е. принятия решений, сглаживающих противоречия, возникающие в ходе общественной практики взаимодействия людей между собой и описание этой возможности в форме Концептуальной схемы явилось изучение: 1)КАиП СОУ Спартака Петровича Никанорова; 2)теории физического понимания социально-экономических отношений в обществе Побиска Георгиевича Кузнецова; 3) «пассионарной напряженности» Льва Николаевича Гумилева; 4) системного анализа Станфорда Л. Оптнера; 5)работ других авторов, сопровождаемых подборкой текстов из этих работ.
Первым шагом на пути «познания существа «социальной напряженности» является выработка «методологического положения» (научно обоснованной точки зрения), раскрывающего значение терминов «социология», «социальный», «напряженность» и выражения «социальная форма», где: «социология – наука об обществе как целой системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей» [6], «Социальный - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе» [6].
В реальной жизни это означает необходимость проведения исследований субъект - субъектных отношений при решении конкретных проблем по двум направлениям одновременно: первое – исходя из Генеральной цели страны в отношении ее населения между лицами, принимающими решения (ЛПР) на уровне государства, отрасли, территориального образования и лицами – членами общества и их группами (рисунок 1).
Состояние наличной общественной практики взаимоотношений между «властью» и «населением» по поводу социального состояния последнего авторами исследований предлагается определять исходя из его описания в специально сконструированной форме № 1.
Рисунок 1.
Второе - исходя из взаимодействия людей со своими частными целями между собой внутри общества в пределах границы рассматриваемой целостности, когда «социальная форма – единичное отношение между двумя людьми» [7]. (Рисунок 2).
Рисунок 2.
Несмотря на то что, авторами настоящей статьи, совершенно четко осознается огромный разрыв между реальной сложностью социально-экономических систем и примитивностью имеющихся отдельных представлений, именно «определение» используемой терминологии («конструктов») явилось, в соответствии с Методологией концептуального анализа, основанием построения «Концептуальной схемы социального управления углепромышленным регионом (рассматриваемая целостность). Направленного на изменение (спад) социальной напряженности его населения (исследуемая предметная область) путем социального формообразования.
По мнению авторов статьи, на основании изучения существующего состояния социологической теории возможно осуществить описание процессов формулирования методологических положений специальной и подготовки их процедурного воплощения.
Предлагаемое в статье описание является способом закрепления, знаний полученных в ходе исследования проблемы социальной напряженности населения углепромышленных регионов и содержанием настоящей статьи. Основанием для воплощения в жизнь социальной теории является анализ результатов общественной практики взаимоотношений между «властью» и «населением».
Состояние наличной общественной практики взаимоотношений между «властью» и «населением» по поводу социального состояния последнего авторами исследований предлагается определять исходя из его описания в специально сконструированной форме (рисунок 3) и его демографического состава.
Описание результатов общественной практики жизни населения углепромышленных территорий, влияющих на его социальное состояние (пример).
Признаки, характеризующие неудовлетворительное состояние взаимодействующих субъектов - социальную напряженность (П) |
Факторы (меры), влияющие на изменение состояния взаимодействующих субъектов - уменьшение социальной напряженности. (Ф) |
Субъекты (лица), принимающие решения (ЛПР), обеспечивающие уменьшение социальной напряженности. (ЛПР) |
Комментарии |
|||
Код |
Наименование |
Код |
Наименование |
Код |
Наименование |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Управление и финансы |
||||||
1.1
1.14 |
Отсутствие новой стратегии развития угольной отрасли.
|
2.1. |
(Пример) |
3.1. |
Государство, угольные предприятия с частной формой собственности. |
|
Природа и экология |
||||||
1.15 |
Высокая экологическая уязвимость территории (увеличение объемов добычи угля становится небезопасно с экологической точки зрения). |
2.15 |
(Пример) |
3.15 |
ГУРШ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Угледобывающее производство (труд и заработная плата) |
||||||
1.21 |
Имидж угольной отрасли как особо опасного производства. |
2.21-2.25 |
(Пример.) |
3.21-3.25 |
Росуглепроф; ГУ «Соцуголь» |
|
Заработная плата |
||||||
1.27 |
Наличие угледобывающих предприятий с низким уровнем покупательной способности, заработной платы. |
2.27 |
(Пример.) |
3.27 |
Росуглепроф; ГУ «Соцуголь» |
|
Безработица |
||||||
1.28 |
Ограниченная емкость рынков труда. Отсутствие или крайняя ограниченность иных сфер приложения труда в сочетании с трудностями или невозможностью смены места жительства во многих шахтерских городах и поселках. |
2.28 |
(Пример.) |
3.28-3.33 |
Росуглепроф; ГУ «Соцуголь» |
|
Социальная инфраструктура |
||||||
1.34 |
Неудовлетворительное состояние социнфраструктуры в шахтерских городах и поселках |
2.34-2.35 |
(Пример.) |
3.34 |
ГУРШ |
|
Рисунок 3
Рисунок 4
Описание результатов общественной жизни населения углепромышленных территорий предлагается осуществлять в режиме мониторинга программ местного развития (ПМР).
Данные (информация) по признакам (П), факторам (Ф), ЛПР (Р) накапливаются и им присваивается соответствующий код (графы 1,3,5 соответственно) первая цифра которого отражает качественную характеристику информации, вторая ее количество(графы 1,5,7 соответственно).
При обработке информации в системе социального управления методологические положения идентифицируются наличной общественной практике с учетом теории физического понимания социально-экономических отношений в обществе (П.Г.Кузнецова) [2,3,4,5], в соответствие со специально разработанной концептуальной схемой.
Конструирование этой концептуальной схемы заключается в формировании социальной теории в форме методологических положений (МП). Процедуры , раскрывающие необходимость и возможность реконструкции на основании описания воздействия на социальность общества факторов, приводящих как к возникновению и нарастанию, так и спаду социальной напряженности.
Перечень методологических положений, сформулированных в ходе исследования проблем социальной напряженности населения углепромышленных регионов, представлен на рисунке 3.
Перечень
методологических положений
(научной точки зрения на возникновение, спад социальной напряженности населения углепромышленных регионов).
№ п/п |
Формулировки методологического положения |
Код |
1 |
2 |
3 |
1. |
Ключом к решению проблемы социального управления углепромышленным регионом, направленным на изменение (спад) социальной напряженности его населения, является введение понятия «социальная форма» (форма социальной жизни) |
МП-1 |
2. |
Для определения «формы социальной жизни» необходимо проводить исследования субъект - субъектных (социальных) отношений при решении конкретных проблем по двум направлениям одновременно:1) исходя из генеральной цели страны в отношении ее населения между лицами, принимающими решения (ЛПР) на уровне государства, отрасли; 2) исходя из взаимодействия людей со своими частными целями между собой внутри общества (в пределах границы рассматриваемой целостности). |
МП-2 |
1 |
2 |
3 |
3. |
Потенциал развития общества состоит из элементов, представляющих собой конкретные социальные противоречия, снятие которых способно дать новые, более эффективные социальные формы, укрепляющие жизнеспособность ответственного (не стремящегося сознательно к своему уничтожению) общества. |
МП-3 |
4. |
При разработке Программ местного развития (ПМР) угледобывающих регионов необходимо учитывать, что политика экономического развития приводит к обратным результатам и возникновению, и (или) нарастанию социальной напряженности, если не разработана социально - экономически и экологически терпимая стратегия их развития. |
МП-4 |
5. |
Процесс социального формообразования во всех сферах деятельности при наличии согласованной со всеми членами общества генеральной цели (идеи) и полной ответственности лиц, принимающих решения (ЛПР) на уровне угледобывающего региона, отрасли, предприятия является основанием для предотвращения конфликтов между ними и, как следствие, спада социальной напряженности |
МП-5 |
Рисунок 5.
В ходе исследования проблемы социальной напряженности населения угледобывающих регионов [8,9,10], исходя из знаний, полученных в результате изучения работ ученых в этой области [1,2,3,4,5,7,11,12,13,14], авторы пришли к выводу, что эта проблема на самом деле является проблемой социального управления, а ключом к ее решению может быть введение понятия «социальная форма» и на этом основании формулируется первое методологическое положение: «Ключом к решению проблемы социального управления углепромышленным регионом (рассматриваемая целостность), направленного на изменение (спад социальной напряженности его населения (исследуемая предметная область) является введение понятия «социальная форма» (форма социальной жизни МП-1)», где социальная форма– единичное отношение между двумя людьми. При таком определении изменение единичного отношения между двумя людьми означает возникновение новой социальной формы. Формации, цивилизации, этносы, религиозные эпохи представляют собой некоторые типы аспектов огромной и только относительно стабильной массы единичных отношений, которые являются единственной реальностью.
Социальное формообразование – это процесс, который затрагивает все уровни и все аспекты. «Возможные» социальные формы выделяются требованием их относительно устойчивого существования. «Невозможные социальные формы» могут возникнуть, но они гибнут при рождении. Процесс социального формообразования есть процесс перехода одних возможных социальных форм в другие. Ограничения разнообразия переходов социальных форм называется «законом социального формообразования». Среди них выделяются периодические (различные «волны» или «циклы») и непериодические процессы. Характерным также является «однобокое» (одноаспектное) развитие. Способ соединения уровней и аспектов социальной формы, от которого только и зависит ее относительно устойчивое существование, называется «социальностью» (фактором существования социальной формы)».[7].
Идущий поиск новых форм общества, дифференциация и поляризация общественных интересов, рост области и значения стихийных процессов могли бы быть заменены или дополнены овладением общественным развитием, переходом от социальных движений к социальному управлению, заключающемуся в выполнении целевой процедуры «Формирование «модели» социального управления углепромышленным регионом (ЦП-1), состоящей из процедур, обеспечивающих возможность социального формообразования.
Процессу социального формообразования предшествует процесс определения «формы социальной жизни», научно обоснованной точки зрения – методологического положения, которое заключается в том, что: Для определения «формы социальной жизни» необходимо проводить исследования субъект - субъектных (социальных) отношений по двум направлениям одновременно: 1)исходя из генеральной цели страны в отношении ее населения между лицами, принимающими решения (ЛПР) на уровне государства, отрасли, территориального образования и лицами-членами общества и их группами (МП-2).
Именно в угольной отрасли при приватизации ее предприятий и реструктуризации угольной промышленности вплотную подошли к социальному формообразованию, направленному на социальное развитие общества при подготовке регламентирующих документов – правовых основ функционирования угольной промышленности в рыночных условиях. В этих документах рассматривается правовой аспект социального формообразования: на уровне установления отношений между народнохозяйственным и отраслевыми уровнями управления при установлении социального партнерства между государственными органами управления, работодателями и профсоюзами угольной (сланцевой) промышленности [17,19,20]. Социально-экономический аспект социального формообразования рассматривается на уровне отношений власти с общественными организациями и с частными лицами; отношений частных лиц между собой. При разработке и реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения углепромышленных территорий рассматривается социально-экономический аспект социального формообразования на уровне отношения государства с частными лицами [4,5,8,21].
При этом, если учесть мнение С.П.Никанорова [1,7,15], с которым согласны авторы статьи относительно сложившейся традиции в мировой и отечественной практике социологических исследований, то процесс социального управления должен сопровождаться выполнением следующих процедур: Процедура 1. «Выделение в каждом угледобывающем регионе и описание в специально конструируемой форме субъектов, заинтересованных в происходящих социально-экономических, политических изменениях (П1).
Процедура 2. «Фиксация состояния общественного мнения безотносительно к событиям» (П2).
Процедура 3. «Определение переменных, характеризующих причинно-следственные связи происходящих событий (П3).
Процедура 4. «Концептуальный анализ общества в угледобывающем регионе с точки зрения оценки потенциала его развития (П4).
Процедура 5. «Описание в специально сконструированных формах назревших в углепромышленных регионах социальных проблем (П5).
Процедура 6. «Фиксация стихийно разрешенных социальных проблем в углепромышленных регионах за рассматриваемый период времени (П6).
Процедура 7. Создание «проектов» комплексов нормативных документов социального характера регионального уровня управления» (П7).
Теоретическим основанием выполнения процедур 1-7 при воплощении Целевой процедуры 1 «Формирование «модели» социального управления углепромышленным регионом (ЦП-1) является раскрытие содержания таких понятий как:
1. Соотношение понятий население, народ, общество; как должна быть устроена теория, чтобы она объясняла «общественные силы, меняющие общество», принадлежат ли эти силы обществу.
- Формы развития общества (конфликты, катастрофы, существования и исчезновения форм, принадлежат ли эти силы «обществу»).
- Властные отношения в обществе, их место и роль; политическая борьба; институт власти; формальная и реальная власть.
- Соотношение стихийного, естественного, сознательного в развитии общества; естественная историчность общества; возникновение, формы существования и осуществления общественных идей; объективное и субъективное в развитии общества.
- Механизмы социальных преобразований; движущие силы развития общества (потребности, интересы, идеалы, цели, ценности).
- Определение понятия «социальная справедливость», «общественное неравенство и проблема стабильности общества»; «эффективность общественного производства и стабильность общества».
Содержание этих понятий может рассматриваться как основание для разработки методических материалов, которые должны ответить на следующие вопросы.
1.При условии, что имеется удовлетворительная теория, каким образом идентифицируется состояние конкретного общества? Каким образом и что должно наблюдаться и измеряться и как интерпретироваться?
2. При условии, что теория удовлетворительно описывает возможности управления социальными процессами, каким образом прогнозируется социальное поведение, определяются цели управления и способы их достижения?
3. В какой форме должны представляться результаты наблюдения и измерения для руководителей, чтобы они могли овладевать ситуацией и вырабатывать решение?» [15].
Раскрытие содержания понятий и ответы на поставленные вопросы в исследуемой предметной области (социальная напряженность состояния населения углепромышленных регионов) позволят составить представление об идущих социальных процессах, их возможных текущих исходах и отдаленных последствиях, о лежащих в их основе причинно-следственных отношениях и исторических корнях, возможных формах и моментах вмешательства в их течение для получения желаемых результатов, обеспечивающих развитие общества, то есть составить представление о потенциале развития общества.
«Потенциал развития общества состоит из элементов, представляющих собой конкретные социальные противоречия, снятие которых способно дать новые более эффективные социальные формы, укрепляющие жизнеспособность ответственного (не стремящегося сознательно к своему уничтожению) общества» (МП-3).[13].
Именно реально существующие противоречия, приводящие к конфликту, в единичных отношениях между двумя людьми или двумя субъектами, т.е. в факторах существования социальной формы – социальности, не устраненные в ходе реализации принятой в угольной отрасли регламентирующей документации, обуславливают необходимость и возможность теоретического обоснования возникновения, сохранения, нарастания, достижения верхней границы, спада и исчезновения (в идеальном случае) социальной напряженности.
Любые конфликты, в конечном итоге, задевают людей и осуществляются людьми. Без их действий они невозможны.
Конфликт - высшая точка социальной напряженности.
Рассмотрение непосредственной обусловленности для межаспектных отношений позволяет установить причинно-следственные связи в конфликтах, помогает определить пути разрешения конфликтов.
Используемое в некоторых научных исследованиях выражение «развитие социальной напряженности» нам представляется некорректным, так как «социальная напряженность есть фиксируемое в каждый момент состояние населения, не имеющее собственных факторов развития и зависящее от развития отношений между двумя людьми или двумя субъектами. Так и температура тела человека может повышаться, снижаться, быть нормальной или исчезнуть (в случае смерти) в зависимости от состояния его здоровья, но она, также как и социальная напряженность, не имеет факторов собственного развития. Социальная напряженность может проявляться в той или иной форме поддержки ( не поддержки) решений, принимаемых в системе социального управления, например, в письмах руководству всех уровней власти, в забастовках, при участии в голосовании и т.д. Это принципиально важная точка зрения, указывающая на невозможность воздействия (управления) непосредственно на «социальную напряженность».
Процедура 8. «Установление действительных оснований конфликтов, имевших место при осуществлении субъект - субъектных отношений в угледобывающих регионах в прошлом и настоящем для предотвращения возможности их возникновения в будущем является условием «снятия» в той или иной степени социальной напряженности населения углепромышленных регионов» (П8).
«Социальная напряженность» по отношению к социальной напряженности в угольных регионах является признаком, «характеризующим существующее на рассматриваемый момент состояние субъектов (особый вид энергии – пассионарность») [11], вступивших во взаимодействие для достижения единственной определяющей цели».
В разные моменты состояние субъектов будет разным и один и тот же «признак» - «социальная напряженность» будет иметь различную «величину» в зависимости от «меры» проявления воздействующего «фактора».
Изменение социальной напряженности является следствием изменения факторов (экономических, духовных, душевных, физических и др.), влияющих на изменение состояния взаимодействующих субъектов.
Установление действительных оснований конфликтов, имевших место при осуществлении субъект - субъектных отношений в угледобывающих регионах в прошлом и настоящем для предотвращения возможности их возникновения в будущем является условием «снятия» в той или иной степени социальной напряженности населения углепромышленных регионов.
Нижней границей социальной напряженности является ситуация, за которой наступает конфликт взаимодействующих субъектов. Необходимо создать «прибор» (термометр), позволяющий фиксировать состояние социальной напряженности.
В свете снятия социальной напряженности населения день завтрашний выдвигает главным критерием не производство, не сбыт продукции, не собственность и даже не технологии.
Главным становится способность общества выявлять необходимые и достаточные текущие материальные запросы и адекватно их удовлетворять.
В работе ГУ «Соцуголь» сформулированы концептуальные схемы обеспечения населения углепромышленной территории всеми видами ресурсов [16], которые рекомендуется использовать при разработке Программ местного развития (ПМР) угледобывающих регионов на основании следующего методологического положения «При разработке ПМР угледобывающих регионов необходимо учитывать, что политика экономического развития приводит к обратным результатам и возникновению и (или) нарастанию социальной напряженности, если не разработа насоциально - экономически и экологически терпимая стратегия развития» (МП-4).
Основанием для разработки такой стратегии являются результаты П-9, заключающейся в реконструкции «Концептуальной схемы демографического состояния населения» [15], путем выполнения следующих процедур:
Рисунок 3.
П. 9.1. Фиксация нормы потребления, т.е определение «необходимого» количества материальных запросов (благ, ресурсов) в год, обеспечивающих жизнеспособность каждой возрастной категории населения углепромышленного региона;
П.9.1.1. – международной;
П.9.1.2. – российской;
П.9.1.3. рассматриваемого углепромышленного региона (по каждому региону);
П.9. 2. Определение «достаточного» количества материальных запросов (благ, ресурсов) населения углепромышленного региона, рассчитанных по:
П.9.2.1. международным норма потреблениям;
П.9.2.2. российским нормам потребления;
П.9.2.3. нормам потребления углепромышленного региона ;
П.9.3. определения количества людей в каждой из возрастных категорий демографического состава населения по каждому угледобывающему региону;
П.9.4. идентификация людей каждой из возрастных групп семейному и материальному положению в соответствии со специально разработанной концептуальной схемой.
Определение возможности удовлетворить текущие материальные запросы членов общества сегодня осуществляется на основании ряда математических моделей.
В угольной отрасли эти задачи решаются в рамках социальной обеспеченности населения региона социальными объектами [9.4] и расчета валовой добавленной стоимости (ВДС), производимой на рассматриваемой территории [10.5] и других математических моделей распределения и использования ресурсов. Причем, в большинстве математических моделей возможность удовлетворения материальных запросов членов общества определяется исходя из рассчитываемого среднедушевого дохода, исключая 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
В целях предотвращения и (или) снижения социальной напряженности по фактору неудовлетворения материальных запросов населения (уровень социальной неудовлетворенности) углепромышленных регионов предлагается осуществить процедуру «Определение возможности достаточного удовлетворения выявленных текущих материальных запросов»- процедур(П-10).
Критерием необходимого является уровень текущих материальных запросов, рассчитанный исходя из международной нормы потребления, а достаточного – исходя из нормы потребления в углепромышленном регионе (ограничение).
Выполнение процедуры П 10 осуществляется путем выполнения процедур:
П.10.1.Определение объема производства и (или) ввода материальных благ (ресурсов) в натуральном измерении на рассматриваемой территории за предшествующий анализируемому периоду.
П.10.2. Определение «необходимого» количества каждого из материальных благ (ресурсов) для обеспечения жизнеспособности каждой возрастной категории населения углепромышленного региона.
П.10.3. Определение «достаточного» количества каждого из материальных благ (ресурсов) для обеспечения жизнеспособности каждой возрастной категории населения углепромышленного региона на основании: 3.1.-российской нормы потребления (П.3.1.); 10.2. – региональной нормы потребления (П.8.10.2).
П.10.4. Определение «разницы между «необходимым» и «достаточным» количеством материальных благ (ресурсов) для обеспечения жизнеспособности каждой возрастной категории населения углепромышленного региона (П.10.4).
Количество материальных благ, рассчитанное по российским нормам потребления, принимается на этом уровне как «достаточное».
Положительная разница определяется как «излишек», подлежащий продаже или увеличению «запросов» и рассматривается как фактор, являющийся источником снижения социальной напряженности.
В зависимости от того, какой материальный запрос не удовлетворяется, социальная напряженность может явиться следствием неудовлетворительного отношения между субъектами в любой сфере народного хозяйства (в здравоохранении – из-за нехватки койко-мест в больницах, медикаментов, лекарств и т.д.; культуры – из-за нехватки объектов культуры, отдыха и т.д.; спорта, жилищно-коммунального хозяйства; в сфере производства предметов потребления, в том числе продуктов питания; в сельском хозяйстве, на транспорте, в средствах связи и коммуникации и т.д.
Итак, в результате постоянного исполнения процедур П9 и П10 в каждый рассматриваемый момент фиксируется причина возникновения и (или) сохранения, нарастания социальной напряженности.
Следующий этап социального формообразования предполагает определение и фиксацию субъект-субъектных отношений, вызвавших недостаточное удовлетворение текущих материальных запросов.
В реальной жизни текущие материальные запросы не удовлетворяются из-за отсутствия достаточного объема денежных доходов в текущих ценах в домохозяйствах (семьях) по каждой демографической группе.
Результат выполнения процедуры П.11 «Определение достаточного (недостаточного) объема денежных доходов в домохозяйствах (семьях) по каждой демографической группе населения рассматриваемого углепромышленного региона» П.11, является основанием для социального формообразования субъект-субъектных отношений в углепромышленном регионе.
Задача социального формообразования заключается в установлении и закреплении в нормативной форме отношений, сглаживающих возникающие противоречия до момента возникновения конфликта.
Исполнение процедуры 12 «Определение, фиксация и сглаживание противоречий, возникающих в ходе существующих отношений между взаимодействующими субъектами по поводу источников доходов и возможности их получения» (П.12) является формой социальной жизни и задачей социального формообразования.
Во главе угла должно стоять требование, заключающееся в учете возможности или невозможности возникновения необратимых и резких изменений, т.е. нанесения неприемлемого ущерба в результате какой-либо деятельности человека». [13], с учетом того, что:
Необходимый и (или) достаточный уровень обеспечения текущих материальных запросов населения углепромышленных регионов характеризует заданный уровень его благосостояния, за который несут ответственность лица, принимающие решения (ЛПР) при вступлении во взаимоотношения между собой (при социальном формообразовании), в том числе наемные работники при заключении контракта с работодателями. Необходимым условием социального управления, обеспечивающим спад существующей социальной напряженности населения углепромышленных регионов является проектирование и функционирование организационного механизма социального формообразования.
Снятие проблем (противоречий), препятствующих социальному формообразованию в отношениях между всеми субъектами населения углепромышленных регионов является условием обеспечения спада существующей социальной напряженности населения углепромышленных регионов и сокращения возможности ее возникновения.
Выполнение этого требования предполагает необходимость учета методологического положения , заключающегося в том, что «процесс социального формообразования во всех сферах деятельности субъектами при наличии согласованной со всеми членами общества генеральной цели (идеи) и полной ответственности лиц, принимающих решения на уровне угледобывающего региона, является основанием для предотвращения конфликтов между ними и, как следствие, спада социальной напряженности» (МП-5). Этот процесс предполагает исполнение процедур 14,13.
«Выявление и описание в специально сконструированных концептуальных схемах (формах) социальных групп, составляющих население угледобывающих регионов». (П-13).
Выделение социальных групп по признакам, характеризующим «Уровень жизни» на основании статистических данных дополняется признаками: а) признаком социальной неудовлетворенности реструктуризацией угольной отрасли [22]; б) признаками, характеризующими возможность удовлетворения текущих материальных запросов; в) наличием «частной цели» у каждого гражданина; г) признаком, характеризующим отношение лица к политической и экономической ситуации в стране; к властям всех уровней управления; к частным лицам и руководству организаций, с которыми находится во взаимоотношениях в рассматриваемое время; к наличию и (или) отсутствию национальной идеи развития России и углепромышленного региона. Вхождение социальной идеи в конкретику повседневного действия и порождает всю иерархию ответственности и тогда ключевым становится выдвижение и внедрение в общественное сознание «идеальных» целей – идеи «цели» общества в целом. Идеальная социальная цель – это благо всех, это возможность достижения благополучия в целом [14]. Формальным основанием необходимости воплощения в жизнь процедур П.1-П.13 является «Отраслевое тарифное соглашение по угольной промышленности Российской Федерации» [17], заключаемое между всеми заинтересованными в предотвращении (спаде) социальной напряженности населения угледобывающих регионов при условии разработки вместо отраслевых «тарифов» социальных форм.
Условием успешного социального формообразования в системе социального управления угледобывающим регионом является создание соответствующего «проекта» путем процедурного описания в полной мере, то есть определение и описание по каждой из процедур П.1-П.13 «входа», «процесса», «выхода», источника входа» и «получателя выхода», «продолжительности процедуры» в соответствии с теорией системного анализа С.Л. Оптнера [18].
Выводы.
- Так как социальная напряженность населения углепромышленных регионов является признаком, корректирующим следствие субъект - субъектных (социальных) и субъект-объектных (экономических) отношений, то ее состояние (возникновение, нарастание, конфликт, спад, исчезновение) зависит от решений, принимаемых ЛПР в системе организационного (социального) управления углепромышленных территорией.
2. Обоснованность принимаемых решений обеспечивается реконструкцией методологических положений, сформулированных с помощью концептуальных методов изучения теоретических оснований социологических и социальных отношений между взаимодействующими субъектами и практикой их реализации в углепромышленных регионах.
3. Практика реализации социологических и социальных отношений между взаимодействующими субъектами обеспечивается процессом социального формообразования.
4. Основанием для осуществления процесса социального формообразования является процедурное воплощение реконструкции методологических положений социального формообразования в системе социального управления, направленного на уменьшение социальной напряженности населения углепромышленных регионов.
5. Обоснованием процедурного воплощения методологических положений является «Описание результатов общественной практики жизни населения углепромышленных территорий, влияющих на его социальное состояние».
Литература:
1.Никаноров С.П.Шаляпина С.К.Историологическая схема аспектно - уровневой динамики (аксиоматика этногенеза)./ Под ред.Никанорова СП..-М:Концепт,1999
- Кузнецов П.Г.Идеи и жизнь - М: Концепт .1999
- Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г., Розенберг В.А. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества. Радио и связь, 1996.
- Образцова Р.И., Кузнецов П.Г., Пшеничников С.Б. Инженерно-экономический анализ транспортных систем – М: Радио и связь, 1996.
- Евдокимова Н.А. О роли конструктивного мировоззрения Побиска Георгиевича Кузнецова в отраслевых научно-исследовательских работах (угольная отрасль) – М: ООО «Редакция журнала «Уголь», 2007.
- Словарь иностранных слов и выражений. - М: Олимп,2002.
- Никаноров СП. Возможности исследования развития общества методами концептуального анализа//Системное управление - проблемы и решения: Сб.ст.-М:Концепт№1 ,1996.-с.3-10.
- Соглашение между администрацией Кемеровской области и угольными компаниями Кузбасса «О совместных действиях по решению социальных задач и повышению благосостояния людей)//ТЭК и ресурсы Кузбасса.-2004. - №З.С11-13 .
- А.А.Рожков. Механизмы регулирования социально-экономических последствий реструктуризации угольной отрасли. Екатеринбург: ИЭУр. ОРАН,2004.
- Попов В.Н., Рожков А.А. Социальные проблемы в угледобывающих регионах при структурной перестройке угольной промышленности России. М: 1998.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М: Гидрометеоиздат, 1990.
- ИвановА.Ю.. МасленниковЕ.В., НиканоровМ.С, НиканоровСП. Генезология психосферы. Опыт создания прототипа теоретической психологии, удовлетворяющей современным критериям научности./ Под ред. Никанорова СП. – М: Концепт,2001.
- Солнцев СВ. Контрадиктология : принципы и применение //Системное управление - проблемы решения: Сб. ст.- М: Концепт,№8,1997,с. З-6.
- Ушаков В.Ю. Немыслимая Россия // Системное управление – проблемы и решения: Сб. ст.- М:Концепт, № 2, Регулирования социальных последствий реструктуризации угольной отрасли. Екатеринбург: ИЭУрОРФН, 2004.
- Никаноров С.П. Задачи создания теоретической социологии для управления общественным развитием через высшую школу.//Системное управление – проблемы и решения: Сб.ст.- М: Концепт, № 4, 1995.
- Разработка рекомендаций по проведению социального мониторинга программ местного развития за период их реализации.
- Отраслевое тарифное соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2001-2003 годы. (зарегистрировано в Минтруде в феврале 2001г.)
- Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. / Под ред. Никанорова С.П.- М: МГПИ им. Ленина. ЦЭТИ АН СССР, 1967.
- Федеральный закон №81 – Ф3 «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
- Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 №840 о перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования.
- Соглашение о социально – экономическом сотрудничестве между Администрацией Кемеровской области и крупнейшей угольной компанией региона ОАО «УК Кузбассразрезуголь» на 2009 год,22 января 2009 года, А.Г.Тулиев, А.А.Козицын.
На описываемой авторами стадии исследования предметной области (предпроектной) ее процедурное описание, как системы организационного управления ,заключается в формулировании наименований процедур и их обоснований.
Региональная норма потребления материальных запросов (благ, ресурсов) углепромышленного региона определяется исходя из реального объема производства и (или) закупки всех видов материальных благ на рассматриваемой территории.
Разница между российской нормой потребления и региональной является основанием для расчета объема социальных льгот для каждой демографической группы населения. А разница между международной нормой потребления и российской – основанием для определения «места» России в системе глобального мироустройства и на этой основе определения международных экономических отношений на межгосударственном и межсубъектном (между субъектами России и других стран) уровнях.
Выражение «социальная неудовлетворенность» использовано при определении материального проявления социальных и экологических последствий реструктуризации угольной отрасли на углепромышленных территориях. Опыт проведения исследований в заданном направлении может быть использован при формировании концептуальных схем, описывающих рассматриваемые аспекты (признаки) факторов, влияющих на процесс социального формообразования.