Необходимый контекст
ХХ и ХХ1 века называют веками торжества цивилизации, население, живущее на Земле, называют «человечеством».
Исходя из этого, можно было бы предположить, что и каждый человек ведет целенаправленную деятельность, и страны имеют свои цели, и мир в целом имеет цели, и организует процессы для их достижения.
Однако события в ХХ1 и, особенно, в ХХ веке не дают основания для вывода, что человек есть Человек, а население Земли есть Человечество.
Проблемы или не решаются, или замораживаются, или решаются топорно, с применением силы, с войнами, взрывами, пролитием крови, потерей массы человеческих жизней. Не найдены механизмы эффективного ограничения «суверенитета», то и дело слышны слова о «вмешательстве во внутренние дела страны». Управление миром практически отсутствует. Ни Лига Наций, ни ООН, ни Совет Безопасности, ни «семерка» или «восьмерка» не являются пока инструментами управления миром.
Правильнее было бы называть современного человека – «антропоидом», находящимся на долгом пути к Человеку, а живущих на земле – «популяцией антропоидов», идущей долгим путем к Цивилизации, к Человечеству. Именно эту мысль выразил Эрве Базен в эссе «Мечта? – Нет, программа!»: « В нас заканчивается антропоид. И начинается человек».
Проблема
Мы более или менее научились искусственно заряжать одну защитную систему, защитный механизм человека – иммунную систему. Но мы не научились заряжать другую, еще более важную защитную систему человека – подсознательное поведенческое самосохранение, опережающее моделирование действительности в пространстве ее образов для достижения целей выживания.
Поэтому БОЛЕЗНИ ПОВЕДЕНИЯ – несчастные случаи, курение, алкоголизм, наркомания, самоубийства, преступность, венерические заболевания, СПИД – остаются непобежденными. Смертность детей в возрасте старше года от несчастных случаев опережает смертность от болезней.
Человек как субъект управления
Для решения этой проблемы необходимо определить, что такое человек как управляющий организм в терминах его целей (значимых для человека событий) и ведущих к ним управляемых и управляющих процессов.
Проведем сопоставление в этих терминах высших животных и человека. Высшее животное – это двухцелевой – одноуровневый управляющий организм. Человек – это двухцелевой – двухуровневый управляющий организм.
Принципиальная разница между высшим животным и человеком заключается в появлении молодой коры, «сознания», осознанного отображения окружающей действительности, в формировании языка, инвариантов, позволяющих организовывать и систематизировать информацию. Это обеспечивает направленность управления у человека в будущее, и заключается в опережающем моделировании в подсознании в форме динамичных образов окружающей действительности, в частности, внешних сред. Для управления в подсознании перерабатывается колоссальный объем информации.
Человек является Человеком в той степени, в какой его молодая кора, «сознание», контролирует и направляет подсознательное опережающее моделирование.
Первая нерешенная задача
Сегодняшний человек еще не осознал себя «двухцелевым».
Как и у его предков, высших животных, в его подсознании действуют одновременно два механизма опережающего моделирования внешнего мира: «полезный» (достижение целей, желательных событий) и «защитный» – самосохраняющий (распознавание угроз и предотвращение опасностей, несчастий, «антицелей», нежелательных событий).
Поэтому каждое восприятие окружающего мира, каждый прогноз состояния мира, каждое решение о поведении и каждое действие человека – «сплав» двух опережающих моделирований – «полезного» и «защитного».
Прогноз основан на обучении, самообучении и на прошлом опыте, это естественный для животных метод «проб и ошибок». Защитный, самосохраняющий прогноз – его роль в формировании поведения, аналогична роли иммунной системы для физиологии организма. Он и самообучается так же – по методу «проб и ошибок».
Но с ним необходимо проделать то же, что делают с иммунной системой прививки – искусственно «заряжать» его «значащими переживаниями», позволяющими «иммунизировать» человека от поведенческих ошибок.
Это не сделано и не делается, такая задача в ее глобальном объеме не поставлена, и поэтому человек не «иммунизирован» от социальных болезней – несчастных случаев, курения, алкоголизма, наркомании, самоубийств, преступности, СПИДа.
Поэтому первая задача превращения человека в субъект управления – формирование у индивида осознания своей «двухцелевости», и освоение «зарядки» его защитного прогноза – «психоиммунизация».
Пока этого не произошло, будет сохраняться сильнейшая асимметрия восприятий – «полезного» и «защитного», человек «защитно – неопытен», и сильно недооценивает опасности.
Решающую роль в решении первой задачи призвана сыграть школа, так как родители не готовы к формированию у своих детей защитного, самосохраняющего поведения.
Вторая нерешенная задача
Сегодняшний человек еще не осознал себя «двухуровневым». Он не задумывается о том, что его осознанное мышление – лишь отголосок колоссальной работы, которая делается в подсознании, путем опережающего моделирования окружающей действительности, и о том, что уровень работы этого подсознания определяется его личным опытом, его ПЕРЕЖИТЫМ.
Водитель, например, не осознает, что его ситуационный опыт прогнозирования опасности – без решительного дополнения его «коллективным опытом» – опытом других водителей, недостаточен для адекватного отображения действительности, что естественный путь накопления опыта прогноза опасностей чрезвычайно медленен. Как показал Р.Скиллмен, лишь 21 ошибка из 4000, совершенных водителем в движении и способствующих (релевантных) ДТП – наказывается хотя бы испугом, сильным эмоциональным переживанием в связи с, кажется, неизбежным ДТП. Остальные 3979 ошибок остаются не наказанными, а значит, «признанными как не-ошибки». Таким образом, требуются многие годы для накопления опыта (для действующего водителя – 5 – 7 лет, а для «действующего» пешехода – свыше 100 лет.) Осознав свою ситуационную неготовность к безопасной жизни, водитель должен, во-первых, утроить свою осторожность, а, во-вторых, всячески «вбивать» в себя опыт ситуаций, пережитых другими, «примеряя» их на себя многократно.
В широком смысле – канал решения второй задачи – усиления « молодой коры» – это религия. Религии, особенно христианские – мощный канал очеловечивания человека, поскольку содержат колоссальный нравственный и исторический опыт, и требуют постоянной работы с книгой.
Выводы
И первая, и вторая задачи имеют колоссальное значение, но по существу не поставлены. Они должны решаться центрами очеловечивания индивида – семьей, школой, средствами массовой информации. Для этого и семья, и школа, и СМИ должны быть к этому готовы.
Для глобального решения задачи требуются коллективы исследователей и экспериментаторов, значительные средства, экспериментальные программы в городах и регионах.
Вторая задача – усиления молодой коры, отладки отношений между молодой корой и подсознательным опережающим моделированием прямо не поставлена, и частично решается школой через приобретение знаний.
Решающую роль в решении второй задачи призвана играть школа – двумя каналами:
- в стенах школы;
- через обучение родителей.
Но центром воздействия должна также стать семья, так как именно в семье и по первой, и по второй задаче реализуется индивидуальное воздействие на ребенка.
Колоссальной проблемой является неготовность учителя – для работы и в школе, и с родителями, и неготовность родителя, он вынужден учить, обучаясь сам.
Мощнейшее воздействие на школу и на родителей могло бы оказать телевидение.
Однако в решении задачи очеловечивания ТВ на сегодня играет отрицательную роль, нуждается в преобразовании. Сегодняшняя парадигма ТВ – это расчеловечивание, движение от человека к животному.
При чтении книг человек тренирует и заряжает свои молодую кору, и только от нее информация поступает в подсознание. Оба уровня работают в творческом режиме, подкорка сама творит образы из полученного ею из молодой коры.
При пользовании ТВ молодая кора не используется, т.е., детренируется, а в подкорку поступает готовая информация, готовые цепочки образов, так что детренируется и подкорка.
Поэтому необходима новая концепция телевидения, чтобы ТВ помогало и учителям, и родителям, и детям укреплять молодую кору и усиливать направляющее воздействие молодой коры на подкорку.
Неприятно осознавать себя не вполне человеком, но полезно – включиться всеми силами своей воли в самоочеловечивание, в осмысление себя и в овладение собой. ШКОЛА – решающий помощник. И для непосредственного воздействия на детей и подростков, и для воздействия на родителей. Причем, последняя задача – ВАЖНЕЕ И ТРУДНЕЕ.
Пока школа такой задачи и не ставит.
Надо ставить и решать.
Нужна совершенно новая концепция содержания школьного и семейного образования.
Электрогорск, 18 апреля 2006 года.