Статьи
Книги
Обратная связь

Из истории концептуального научно-технического направления

Автор: С.П. Никаноров

Скачать статью


Укрепление и расширение коллектива Заместителем Председателя Совета Министров СССР, Председателем Госстроя СССР Юрием Петровичем Баталиным

 

Публикуется текст письма зав.сектором ЦНИИпроекта С.П. Никанорова, направленного 19.02.87 г. Ю.П. Баталину, который 13.03.87 переводом в ЦНИИЭУС решил поставленные в письме вопросы. Об этом эпизоде рассказано в первой книге трехтомника М. Калашникова и С. Кугушева «Третий проект». – М.: АСТ·Астраль. 2005-2006. – с. 352. С. Кугушев тогда являлся начальником Управления труда Госстроя СССР и лично реализовал его решение.

 

О развитии и применении методов проектирования систем организационного управления в капитальном строительстве

 

Существующие формы организации и управления в капитальном строительстве не в полной мере обеспечивают предъявляемые к нему требования.

Нашим коллективом разработан и при соответствующем развитии может быть широко использован принципиально новый метод, называемый нами «Концептуальное проектирование систем организационного управления».

Мы исходим из того, что недостаточная изученность, сложность и противоречивость проблемы требует различных методов ее решения. Предлагаемый метод учитывает лучшие стороны ныне применяемых, но поднимает их на качественно новый уровень. Он обеспечивает:

  • быстрое и точное создание систем организационного управления, преодолевающих ведомственные барьеры;
  • постоянное развитие систем управления и преемственность при каждом переходе от старой к новой;
  • полное использование потенциала науки и техники, творческих способностей лиц и коллективов.

Этот метод позволяет, как следствие принятой концепции управления, формировать на единой логической основе технологию управления, процедуры, системы показателей, формы документов, документооборот, архивное хозяйство, штатные расписания, схемы должностей и должностные инструкции, базы данных, вычислительные задачи, алгоритмы и программы, организационные структуры и правовые отношения, комплекс нормативно-технической документации.

Метод может с успехом применяться для проектирования систем управления от уровня бригад до межотраслевого уровня.

Основная трудность при создании подобного метода заключена в противоречии между эффективностью системы управления, которая требует предельной конкретности, и постоянно изменяющейся обстановкой, которая требует высокой гибкости. Основное научное достижение нашего коллектива и состоит в построении принципов, методов и средств, позволяющих сохранять эффективность в изменяющейся обстановке.

Технический проект автоматизированной системы проектирования систем организационного управления был успешно защищен в 1978 г. В настоящее время осуществлен, опробован и сдан в Государственный фонд алгоритмов и программ центральный блок этой системы – программный комплекс МАКС, в котором реализовано указанное достижение. Насколько мы можем судить, подобная задача решена в Советском Союзе впервые.

Достигнутый уровень разработки требует немедленного развития этих работ и дальнейшего их широкого применения в капитальном строительстве.

Областями для применения метода концептуального проектирования в капитальном строительстве могут быть:

  • управление научно-техническим прогрессом строительного комплекса страны;
  • построение эффективных хозяйственных механизмов для конкретных звеньев строительного комплекса в условиях действия закона о социалистическом предприятии;
  • построение эффективных процессов выработки решений для крупных и комплексных целевых задач (например, освоения прикаспийской низменности) или регулярно повторяющихся (например, управления типовым проектированием, выработки технической политики в области строительных конструкций, повышения производительности труда);
  • определение номенклатуры задач и методов их решения в системе Госстроя СССР, в частности, для создания АСУ Госстроя СССР;
  • создание комплексных организаций нового типа, например, по всему инвестиционному циклу – от идеи до ее реализации;
  • перевод всей нормативно-технической документации по проектированию и строительству на единую логическую основу, обеспечение ее целостности, непротиворечивости и изменяемости;
  • создание поточного производства высокоэффективных строительных организаций для конкретных задач и условий их решения;
  • проектирование целостной системы управления капитальным строительством – от Совета Министров СССР до низовых звеньев.

 

Коллектив разработчиков метода из-за неблагоприятных условий его работы в настоящее время ослаблен. Для сохранения работы пришлось пойти на «распочкование» коллектива в другие ведомства и города. Тем не менее, сохранилось ядро высококвалифицированных специалистов, которые могут стать основой дальнейшего развития коллектива.

В качестве первоочередных мер считаем необходимым решить следующие задачи:

  1. Создать в одном из институтов Госстроя СССР (видимо, не в ЦНИИпроекте, который не проявил интереса к данной работе) комплексный отдел, состоящий из научной и проектной частей, с общей численностью до 30 человек к концу 1987 г. И до 50 – 60 человек к концу 1988 г. Для этой цели могут подойти НИИЭС, ВНИПИтруда.
  2. Определить заказчика – финансирующую организацию, способную вести эту тематику, выделить финансирование для основного коллектива и его соисполнителей (в Академии наук, Минвузе, отраслях) с общим объемом 70 – 80 тыс. руб. в 1987 г. (коллектив имеет на 1987 г. хоздоговор на 50 тыс. руб.), 250 – 350 тыс. руб. в 1988 г.
  3. Сформировать и утвердить тематический научный и проектный планы работ, отражающие текущие и перспективные потребности Госстроя СССР.
  4. Обеспечить коллектив производственной площадью и другими необходимыми условиями работы в соответствии с нормативами.
  5. Выделить современную вычислительную технику согласно приложению.
  6. Оказать помощь в направлении выпускников ВУЗов и аспирантур, в первую очередь из МГУ (математики, логики и экономисты), МФТИ, МИУ, МИСИ в комплексный отдел.

 

Предложения по развертыванию работ в необходимых масштабах могут быть подготовлены нами в процессе решения первоочередных задач.

___________ о __________

Спустя десять месяцев «Экономическая газета» выступила со следующим заявлением.

13.03.87, Председатель Госстроя СССР Ю.П. Баталин принял принципиальное решение о развитии группы С.П. Никанорова и разрабатываемого им научно-технического направления. Это решение положило конец восьмилетнему прозябанию группы. Дорог был каждый час.

Казалось бы, что теперь беспокоиться не о чем. Однако аппарат Госстроя СССР повел дело по-своему – по бюрократически. С 1 июля 1987 г. коллектив С.П. Никанорова в его наличном составе пересадили из одного института (ЦНИИпроекта) в другой (ЦНИИЭУС), правда, при этом назвали этот коллектив «отделом».

Возмущенный Никаноров поднял тревогу, указывая, что решение Председателя не выполняется. Директор ЦНИИЭУС В.А. Климов твердо заявил, что институт не даст ни одной вакансии. Позже он все-таки смягчился и разрешил взять «в долг» – на свободные вакансии других отделов несколько человек. Но уже была середина ноября…

Лишь 13 января с/г стало известно, что Госстрой СССР передает (но еще не передал) ЦНИИЭУСу целевым образом для группы Никанорова десять научных вакансий – для этого потребовалось десять месяцев.

Этого, конечно, для развития такого сложного, комплексного коллектива совершенно недостаточно. В записке Ю.П. Баталину от 19.02.87 С.П. Никаноров указывал, что необходимо иметь 30 человек в 1987 г. и 60 человек в 1988 г.

Некоторую надежду дал начальник Управления труда Госстроя СССР С.В. Кугушев, предложивший создать небольшую лабораторию в подчиненном ему ВНИПИтруда в строительстве. Но, конечно, это тоже недостаточное и неудобное решение.

Но еще хуже, чем с кадрами, обстоит дело с тематикой и финансированием коллектива. Как помнит читатель, речь идет об оригинальном и многообещающем методе концептуального проектирования систем организационного управления.

Казалось бы, что нужно было бы уже в апреле 1987 г. дать коллективу плановую тему и необходимое финансирование под эту работу. Однако этот вопрос не решен и сегодня. Заместитель председателя Госстроя СССР Л.Н. Зарубкин прямо сказал С.П. Никанорову, что ему такая работа не нужна. Другие заказчики – руководители подразделений Госстроя желают, не вложив ни копейки, получить результат по профилю их подразделений. Похоже, что коллектив вновь обречен вести свою работу подпольно.

Время идет быстро, а ведь речь идет о работе, в которой мы пока имеем приоритет. Нельзя ли все эти вопросы, имеющие вспомогательный характер, решать побыстрее и создать, наконец, для этого коллектива полноценные условия?

Слово за Госстроем.

 

14.01.88.